Что-то мне хочется добраться до Сыктывкара до конца этой недели, поэтому запланируем эту часть на завтра. А раз на завтра, то сегодня — про наше посещение Усть-Выми.
Усть-Вымь — духовный центр республики Коми; именно тут заметную часть времени заседал Стефан Пермский, и с этим тоже связано несколько историй (забыл скопировать их из энциклопедии Коми). Поэтому, в связи с некоторой... гм... малочисленностью городов на Вычегде там явно надо было приставать.
С другой стороны — были и некоторые сомнения. Во-первых, от старого монастыря практически ничего не осталось. Во-вторых, сейчас Усть-Вымь — всё-таки маленькое село. В-третьих, еще подойти суметь надо. Впрочем, наш девиз — ввязывайся в драку, а там посмотрим.
Впрочем, до Усть-Выми надо было еще дойти, а проснулся я, когда мы подходили к райцентру Айкино. Первый заметный Коми-посёлок на нашем пути, но всё же почти лишённый достопримечательностей, кроме нескольких церквей в округе.
Похоже на вертолётную площадку, но вроде смысла в ней тут нет.
Панорама Айкино. Статья в Википедии про райцентр весьма коротка.
Еще одна окрестная церковь.
И еще одна.
Вот трактор нам очень понравился, очень. Миша сразу стал вспоминать какую-то байку про «грёбаный трактор».
Такую б картину я б, может, и нарисовал.
Кусочек поручня я снял случайно, а получилось забавно. «Уход в синее».
Но вот впереди мосты — Усть-Вымь.
Уже по этой фотографии видно, что первое впечатление об Усть-Выми: очень разрозненное село. Церковные памятники понатыканы натурально как попало, никакого ансамбля нет.
Как водится, нас уже встречали.
Вода была высокая, и мы уже почти подумали, что пристать не удастся. Но капитан и не такие задачки решал. Минут 15 манёвров, и мы нашли стабильное положение. Впрочем, дальше было тоже неочевидно — какой-то местный мужичок не советовал идти в село низом по болотистому лугу, а советовал идти через мост.
Передовой отряд вместе со мной прошёл через мост, но обнаружил, что там в одном месте не было двух ступенек в лестнице, а это значит, что бабушки не пройдут. Оставалось надеяться, что понизу всё-таки можно пройти, и да, нам повезло — все спокойно дошли и вернулись.
Помощник капитана Дима готовит всё для швартовки.
Сходим на землю.
Владимир Леонидович за всем этим наблюдает и иногда даёт ценные указания %)
Если я правильно понял «Энциклопедию Коми», река Вымь в прежние времена имела существенно большее значение, чем даже Вычегда — как минимум потому, что была больше населена; да и многие пути на Урал шли там. Сейчас это уже не так, но теоретически сколько-то еще вверх по Выми пройти можно.
Для любителей поездов — поезд. На Сыктывкар. Мост с такого ракурса выглядит как-то слегка... ненадёжно %)
В центре села стоит вот такая стелла с птицей. Вокруг — место для всяких сходов и концертов.
Довольно подробный краеведческий отчёт об Усть-Выми можно прочитать тут, я же скажу для понимания, что в селе аж три центра притяжения — часть Михайло-Архангельского монастыря, куда пускают, и там заправляют всем женщины; потом новая, «мужская» часть — туда не пускают; и собственно жилая застройка села, в которой есть также краеведческий музей. Где-то посередине всего есть филиал музея — изба Коми-крестьянина; таким образом, Усть-Вымь в какой-то степени выполняет функцию этнографического музея под открытым небом в Республики Коми.
В магазине висит вот такая вот выставка.
Большинство храмов можно посетить, и впечатление о них двойственное: с одной стороны, это основной православный центр Коми, поэтому денег на него дают, и лет за 15 очень многое отреставрировано или построено заново. С другой — кажется, что всем заведуют несколько тётенек-послушниц, поэтому всё как-то «по-домашнему», но немного бестолково.
Вот эта икона в частности сделала бы честь любой выставке народной иконы, но висит там где-то просто так.
Экскурсию нам вела игуменья — маленькая старушка за 90 лет возрастом. Несмотря на возраст, чувствовалась серьёзная духовная сила, и в итоге я даже не стал её фотографировать. Она тихо, медленно, но вполне хорошо всё рассказала, а потом случился еще один мега-эпизод.
Туристы вместе с ней поднялись на холм, и тут она впервые за 30 с чем-то лет увидела теплоход, резко остановилась и совершенно по-детски трогательно сказала:
— Ой... кораблик...
Ради таких моментов, я считаю, мы всё и затеваем с «Яковлевым».
Северная погода еще не закончила удивлять нас странными эффектами — вот, например, кажется, что облака реально прогибаются под тяжестью дождя, но не могут пролиться. Вряд ли это так, конечно))))))
А вот острог за забором — мужская часть монастыря, и туда без какого-то серьезного благословения не пускают. Вообще, выглядит он немного лубочно — и даже не можешь сдержать улыбки. Доброй :)
Тут можно какие-то фильмы про старые городки снимать.
В жилом секторе неожиданно встретили дом с надписью «Киев». Украинцы строили, видимо.
Здание краеведческого музея — бывшей больницы. Музей неплохой. Не сказать, чтобы там было вот прям много всего, но интересные экспонаты есть, и сотрудницы доброжелательные.
В детском саду напротив полным ходом шло какое-то костюмированное шоу.
А вот и та самая изба коми-крестьянина.
Экскурсия в ней.
А это уже снова вернулись в музей.
Меня всегда удивляло отрицание всякого мистического во всяких петроглифах или в Пермском зверином стиле. Удивляюсь хладнокровию учёных, которые спокойно пишут что-то вроде «Лось с хвостом лебедя и головой человека совершает ритуальный танец». Хм.
Есть две фотографии, которыми я бы озаглавил все 15 (?) частей отчёта, когда я их соберу вместе. Это — одна из них.
Довольно непонятный фрагмент из той же старинной карты.
Вид старой Усть-Выми, до всяческих разрушений. Всё-таки внушает гораздо больше, и ансамбль явно был чётче. Но что есть, то есть.
Одна икона...
...и её история. Впрочем, я что-то не уверен, что реставрация так уж невозможна. Другой вопрос, что может и не нужна — как напоминание о прошлом.
Театральные коми-афиши.
Юрий Гагарин!
Но пора уже и идти дальше. Сыктывкар манит!
Сталь и бетон.
Север.
По воде до Сыктывкара: часть 8, что Вымени тебе моём?
[Блогово]