Ухтома

[Блогово]

На восточном берегу Белого озера, в 15 км к северу от истока Шексны на дороге Белозерск — Липин Бор у устья реки Ухтомка стоит село Ухтома. В X-XIV вв. пролегал один из путей из Новгородских земель на север к Студёному морю: Ухтома на берегу Белого озера, деревня Пиньшино у озера Волоцкого, далее волоком до озера Долгого, а из него по реке Модлоне в озеро Воже (в некоторых источниках встречается его устаревшее название «Чарондское» — от старинного города Чаронда, расположенного на западном берегу озера Воже, ныне представляющий из себя скупые остатки вымирающего села), далее по реке Свидь через озеро Лача и реке Онеге до самого Белого моря.

По дороге из Белозерска первое в селе, что встречается — сельское кладбище с деревянной церковью Александра Невского (1885 года).

Photobucket

На кровельном покрытии церкви видны следы попадания дроби. Вндализма в нынешние времена хватает с лихвой. Я сильно сомневаюсь, что по церкви палили местные жители.





Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



На стене церкви фигурируют даты, одна из которых соответствуют году постройки церкви, другая дата однозначно говорит о том, что церковь была крашена в 1912 году.

Photobucket



Photobucket



Кладбище старое и на нём много старых могил

Photobucket



Photobucket



Photobucket



На могилах и грибы растут.

Photobucket



Заметил некоторую закономерность. На могилах часто можно встретить фотографии людей в достаточно молодом возрасте при вполне многих летах, по годам жизни.

Photobucket



Photobucket



В самом центре села находятся сразу два храма конца XVIII столетия — более старый храм деревянный — Воздвижения Креста Господня (1780 год), и рядом высоченный стройный каменный храм с колокольней с довольно распространённым на севере Руси посвящением — Успенья Пресвятой Богородицы (1797 год.).

Photobucket



Скорее всего, традиционно, более компактный Крестовоздвиженский храм выполнял функции зимнего тёплого, а каменный Успенский был летним. Николай Макаров (в своей статье «Сельские приходы XV-XVII веков и системы расселения домонгольского времени на Белом озере: Проблема приемственности.» http://www.booksite.ru/fulltext/3ki/ril/lov/2.htm) Крестовоздвиженский храм относит к одному из четырё типов церквей по топографическому соотношению местоположения церкви относительно домонгольских поселений, где церковь расположена в староосвоенном регионе, но на некотором 200-300 метров удалении от домонгольских селищ. В этой статье Макаров ссылается на результаты раскопок археологических разведок, проводимых Онежско-Сухонской экспедицией ИАР РАН, участником которой он был, в 1980-1990-х годах.

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Успенская церковь поражает даже в полуразрушенном виде.

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Но более всего поражает своими размерами иконостас (вернее то, что от него осталось, но даже по этим останкам можно предположить, что иконостас имел ярусов семь, а то и восемь).

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Из трапезной

Photobucket



Photobucket



есть ход на колокольню.

Photobucket



Но я вообще со своей весовой категорией не рискнул лезть, а Пашка залез на уровень только первого яруса колокольни.

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Наличники Успенской церкви.

Photobucket



Тут мы также увидели «фирменные» для Белозерья «ушастые» наличники.

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Photobucket



Ухтомские— князья, Рюриковичи, принявшие фамилию от Ухтомской волости, что на реке Ухтоме (что в Ярославской области). Основатель рода, отпрыск князей Белозерских, Иван Иванович князь Ухтомский, происходил в XVII колене от Рюрика, через Всеволода, сына Юрия Долгорукого. От деда Ивана Ивановича, Василия, пошли князья Андогские, Вадбольские, Шелешпанскиe, Кемские, Сугорские, Карголомские. В десятом колене. от Ивана Ивановича насчитывается прямых представителей рода 116 чел. Среди членов этого рода, существующего и ныне, насчитывается много известных деятелей. В битве с татарами под Казанью отличился кн. Василий Ухтомский; в Смутное время в Вятке вел борьбу с воровскими отрядами Михаил Ухтомский; кн. Дмитрий Ухтомский принимал деятельное участие в украшении Кремля при Елизавете Петровне, возобновил Красные ворота, сгоревшие в 1748 г., руководил обучением «архитектуры цывилис» учеников, определенных к нему в 1752 г., строил колокольню в Троицкой лавре; брат его Сергей тоже был архитектором. Блестящего положения при дворе князья Ухтомские не занимали и в московское время выше стольников не поднимались.http://www.vehi.net/brokgauz/all/105/105216.shtml.Самый младший из потомков Василия Романовича, князь Иван, получил одно из своих прозвищ — Карголомский — по селу Карголом, стоявшему на восточной окраине г.Белоозера и позднее слившемуся с ним. Второе прозвище этого князя — Ухтомский — исследователи связывали с расположенным на восточном берегу Белого озера в устье Ухтомы, или Ухтомки, с.Ухтома. Хотя Карголом и Ухтома на Белом озере находились по соседству, данных о владении Карголомскими или Ухтомскими князьями селом Ухтома нет. (Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV вв.). О владении селом Ухтома есть и такая информация «К юго-востоку от Киснемы, Киуйца и Слободки на восточном берегу Белого озера, в районе р. Ухтомы, в первой половине XV века располагались удельные владения кемских князей. Это устанавливается из текста духовной грамоты князя Михаила Андреевича (Белозерского) (ок. 1486 г.), в которой говорится о покупке князем волостей Вашки, Ухтомы, половины Мунги, Липника и Марозера. Купля произошла до 1455 года . Характерно, что эти волости князь не называет своей „отчиной“.» (С.З.Чернов. Из истории Киснемы последней четверти XIV — начала XV века. http://www.rusarch.ru/chernov2.htm ).



Photobucket



Столетия назад по реке проходила настоящая транспортная магистраль для торговых и военных судов, идущих из Новгорода в богатые пушниной, солью и лесом края — Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей. Название «Заволочье», то есть «территория за волоками», говорит само за себя. В период освоения северных земель Волоком стала граница между бассейнами Варяжского (Балтийского) и Студеного (Белого) морей.

В Новгороде, откуда шла основная волна колонистов, формировались вооруженные дружины ушкуйников (от древнерусского «ушкуй» — большая речная долбленая лодка) для захвата новых земель на северо-востоке. Они проходили по естественным дорогам тайги — рекам к верховьям, отыскивая наиболее краткие и удобные пути в заветный край лесного богатства.

Магистральных водно—волоковых путей, ведущих в Заволочье, было три. Один путь проходил через Белозеро, «Славенский» волок, Кубенское озеро и по реке Сухоне выходил в Северную Двину.

Другой — опять-таки из Белозера по его притоку Ухтоме вел в озеро Волоцкое, на «Красный» волок, на приток оз.Воже и далее по системе р.Свидь — оз.Лача выводил в р.Онега. Третий путь, по которому и предстояло пройти нашей экспедиции в обратном направлении, от Онежского озера шел вверх по реке Водла, затем по ее небольшому притоку Черева через «Кенский волок» в озеро Волоцкое (распространенное название для Заволочья) и спускался по рекам Волошова и Поча в Кенозеро, из которого шел прямой путь на р.Онега. (Евгений Коростелев. По следам новгородских ушкуйниковhttp://www.kenozerje.17-71.com/volok-paper.htm ).

О самом водно-волоковом пути, именуемом «Красным волоком», писал Николай Макаров — непосредственный участник археологических экспедиций, изучавших вопросы расселения славян на Белом озере, в своей статье «Ухтомский волок». Позволю себе привести эту статью полностью.

«Расселение славян вокруг Белого озера началось в X веке и продолжалось почти шесть столетий. Как это происходило? Что влекло наших предков в необжитые суровые места. Ответ на эти вопросы дают немногочисленные письменные источники той поры, но главным образом археологические экспедиции, в которых принимал участие автор этого очерка, сотрудник Института археологии Российской Академии наук.

Район Белого озера и Верхней Шексны занимает особое место на исторической карте Севера. По восточному берегу Белого озера и Шексны проходила своеобразная граница между территориями, освоенными славянофинским населением Древней Руси уже в X–XI веках, и землями, первоначально необжитыми. У истоков Шексны из Белого озера в X веке возник город Белоозеро — форпост древнерусской государственности на северо-восточных окраинах. Но вокруг Белого озера, несколько в стороне от его побережья и долины Шексны, вплоть до XIV века лежали громадные необитаемые территории, покрытые девственным лесом.

Выйдя на Белое озеро, первопроходцы обнаружили удобный путь к рекам беломорского бассейна. Пути в Поморье лежали через водоразделы крупнейших рек. Преодолеть их древние суда могли только волоком. И такие волоки были освоены в Белозерье уже к XII веку, когда на Сухоне и Северной Двине появились древнерусские переселенцы и сборщики дани.

В письменных источниках названия белозерских волоков появляются сравнительно поздно.

В духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского 1389 года упоминается волость Волочек. Скорее всего под этим названием фигурирует Волок Славенский, соединявший Шексну с речкой Порозовицей и Кубенским озером. Менее известный Ухтомский волок связывал систему Белого озера с озером Воже и рекой Онегой.

Первый из них был главными «воротами» на пути из Верхнего Поволжья на Северную Двину, а второй — в Поонежье.

Первое известное нам описание Ухтомского волока содержится в «Писцовой книге езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 года». «С волости с Шубацкие,— говорится в ней,— и с волоцких деревень и с починков, и с Ухтомы села, что за рыбными приказщики, дают государева оброку с Крастного Волочку из 2 речек с Ухтомок, что было Городецкие посадцкие люди учинили было себе волок новой рекою Педмою да в реку в Шексну, и белозерцом новым волоком рекою Педьмою товару не возити. А возити им по-прежнему старым волоком Ухтомою рекою, да в Пертоозеро через Красной Волочек, да в Ухтому, а Ухтомою рекою к Белуозеру. А оброку дают с села Ухтомы 2 рубли да пошлин гривна. Да с Шубацкие волости оброку рубль и 22 алтына 2 деньги да пошлин 3 алтына без деньги. Да с волоцких деревень и починков, что были в пусте, оброку дают полтину да пошлин 5 денег».

Почему сделавший запись подъячий царя Феодора Иоанновича упомянул две речки Ухтомы? Что за «Красный Волочек», что за неизвестное нам Пертоозеро? Обратимся к современным топографическим картам, а также к специальной карте Европейской России 1920 года и сравним их с планом Генерального межевания Кирилловского уезда конца XVIII века. Вот одна Ухтома впадает в Белое озеро, вытекая из Волоцкого, а вот и другая — она вытекает из Долгого озера и течет в реку Модлону, впадающую в озеро Воже. Значит, старый волок, или «Красный волок», существовал между этими двумя озерами. В таком случае Волоцкое озеро в старину называлось иначе, а именно Пертоозером. «Педьма» — это современная река Пидьма, левый приток Шексны, берущий свое начало вблизи Палшемского озера, на водоразделе Белого озера и озера Воже. «Новый волок рекою Педьмою», скорее всего, должен был выводить с Долгого озера к Палшемскому озеру. Как следует из Писцовой книги, Палшемское и Долгое озера относились, очевидно, к той же Шубацкой воли " «Шабацкой черной волости крестьяне ловят рыбу в Долгом озерке да в Палшутинском озерке...». Надо думать, новый волок белозерцы устроили, чтобы не платить крестьянам Шубацкой волости, села Ухтомы и волоцких деревень сборы за перевозку судов и товаров или, по крайней мере, уменьшить эти выплаты На планах Генерального межевания Кирилловского уезда конца XVIII века вокруг Волоцкого озера показано двадцать шесть деревень. На его юго-восточном берегу обозначена деревня Волок Головинский. Она стояла там, где путь между Волоцким и Долгим озерами по прямой самый короткий. «Волок Головинский» находился в полукольце полей, вдали от остальных деревень, теснившихся к юго-западу и северо-востоку от Волоцкого озера.

Эти данные послужили отправной точкой для маршрута нашего отряда Онежско-Сухонской экспедиции Института археологии. Обследование территорий вокруг Волоцкого и Долгого озер показало, что средневековые поселения здесь появились задолго до того, как подъячие царя Феодора Иоанновича внесли «Красный волок» в «Книгу государевых оброчных угодий» Белозерского уезда. На Волоцком озере были выявлены четыре селища X-XIII веков, еще одно селище этого же времени — на Долгом. На Палшемском озере поселений того времени не нашли. Значит, устроенный здесь в XVI вен волок действительно был «новым».

Теперь в общих чертах стала ясной картина жизни края со времен первопроходцев. Начало «старому волоку» было положено около X века, когда небольшая группа колонистов построила маленькое, площадью всего 400 квадратных метров поселение на берегу Волоцкого озера. Археологи назвали его селище Волок В. В небольшом заложенном здесь раскопе мы расчистили остатки очага из дикого камня и развалы грубых лепных сосудов, Формы керамики говорили о финно-угорском происхождении основателей волока (...)

К XI веку первый поселок на волоке запустел. Почему так случилось — не вполне ясно, так как соседние селища в то время процветали. Много лепной керамики найдено на селищах Пиньшино II и III, богатый набор украшений той эпохи извлечен из могильника Погостище северо-восточнее Ухтомского волока. Не верится, что волоковой путь тогда был заброшен.

Серьезные изменения произошли позднее, в XII веке. На Волоцком озере формируется гнездо из двух-трех поселений.

Культура жителей уже близка к древнерусской, хотя и сохраняются своеобразные белозерские черты. Наиболее крупным поселением тогда было селище Волок А. Оно возникло вблизи первого, запустевшего на западной стороне волока, и имело значительно большую площадь — 2000 квадратных метров. В XIII веке еще один поселок появился и на восточной стороне волока, на берегу Долгого озера. Культурного слоя XIV века на всех этих поселениях нет. Обитатели Ухтомского волока, как это отмечается и в других районах Севера, перенесли свои жилища на новое место.

...Последние жители покинули деревню Волок почти двадцать лет назад. Их переселили ближе к центральной усадьбе совхоза. Мы застали несколько целых изб, на местах других поднялась крапива и заросли малинника. Те, кто жил тут раньше, иногда приезжают собирать малину на развалинах, а в зимнее время постепенно распиливают на дрова заброшенные срубы. Они жалеют, что пришлось покинуть это «веселое место». Так говорят на Севере про выделяющиеся особой красотой и удобством для заселения урочища.

В деревне Волок стояло двенадцать сбившихся в кучу дворов. Однако, судя по расположению сохранившихся построек, главную организующую роль играли две улицы. Одна из них шла параллельно берегу озера, а другая — перпендикулярно ему. На восточной окраине деревни веером расходилось несколько проселочных дорог. Западная, прибрежная часть деревни была занята банями и лодочными причалами. Волок считался богатой и старой деревней.

Собранная нами в разведочных шурфах керамика XVI века убеждает в справедливости молвы. На своем современном месте деревня стоит дольше, вероятно, с конца XIII или начала XIV века, когда запустело селище А на берегу озера. Наиболее раннее селище В находится практически на околице деревни, а селище А узкой лентой вытянуто вдоль берега и отстоит от деревни лишь на 70–80 метров. Есть все основания определить возраст деревни Волок в тысячу лет. За это время она несколько раз «переезжала», меняла планировку в соответствии с меняющимися требованиями людей к жизни. Метровый слой напаши — следы многовековой распашки — перекрывают культурные напластования X–XIII веков на селищах. Это говорит о том, что окрестности «старого волока» всегда возделывались и территория никогда не забрасывалась.

На юго-восточной окраине деревни Волок начинается старая тележная дорога. Она соединяет Волоцкое и Долгое озера. Сначала идем по краю поля, пересекаем ручей. Этот переезд, как узнаем потом, местные называют «Мостище». Не иначе — был тут крепкий мост. Далее дорога идет лесом. Ее ширина составляет два — четыре метра. На стволах деревьев хорошо заметны старые «грани» — затесы, отмечавшие повороты и служившие для обозначения основного пути. Сейчас старая дорога разбита тракторами. Но хорошо заметно, что проложена она была по ровным, сухим участкам, без крутых подъемов и спусков, затруднявших перевозку грузов. Продвигаясь по заброшенному пути, мы пересекаем водораздел Каспийского и Белого моря. И всего через каких-нибудь два километра выходим к Долгому озеру!

Старая колея заканчивается у самой воды. Тут же на берегу лежат долбленые лодки-осиновки, оставленные местными рыбаками и охотниками. Как похожи по своей конструкции эти лодки с набитыми бортами на новгородские однодеревки XII века! Их фрагменты были найдены во время раскопок совсем недавно. Неподалеку от места, где по традиции оставляют лодки жители окрестных деревень, находится единственное на Долгом озере поселение XIII века. Присмотревшись, распознаем в подсыпке разбитой колеи пережженные печные камни и фрагменты средневековой керамики... Вот он, Ухтомский волок!

При первом моем посещении Волоцкого озера в 1983 году я записал рассказ о том, как дьячок волоцкой церкви совершил в начале тридцатых годов путешествие в Каргополь. По словам старожилов, он добрался на лодке до деревни Волок, перевез ее через водораздел на телеге, и вновь спустил на воду на Долгом озере. Старики передавали и смутные предания о больших лодках, которые когда-то волокли по этой дороге на катках. Но едва ли это можно принять. Скорее всего, это не предание, а лишь игра воображения, навеянная современной информацией. В XVIII— XIX веках дорога между двумя озерами, изображенная в несколько искаженном виде на планах Генерального межевания, использовалась лишь для местного сообщения.

Древние поселения на Ухтомском волоке так и не стали ни волостными центрами, ни торговыми посадами. Скромный набор вещей, собранных нами при раскопках селища Волок А, вполне обычен для древнерусских поселений того времени. Железные ножи, наконечники стрел, обломок грузила, шиферное пряслице, перстень, изготовленный из половинки сломанного браслета...

Открытием стали найденные нами на обоих селищах у деревни Волок зерна ржи, пшеницы и ячменя. Окаменевшие зерна — первое археологическое свидетельство, подтвердившее, что обитатели лесов к северо-востоку от Белого озера уже в X–XIII веках обрабатывали землю, а значит, жили оседло. Обслуживание волока не избавляло их от необходимости кормить себя собственным хозяйством.

Водно-волоковой путь из Белозерья на озеро Воже и реку Онегу — ценный памятник периода древнерусской колонизации Севера. Малоизменившийся ландшафт, селища на двух концах сухопутной дороги, пересекающей водораздел, и долбленые лодки, причаленные там же, где причаливали их в глубокой древности — все это позволяет зримо представить жизнь средневекового волока. И быть бы тут заповеднику. Но, глядь, и здесь стали рубить лес, строится новая лесовозная дорога, идут в печь последние постройки деревни с тысячелетней историей.

Обидно, если осознание неповторимости этого уголка, ценности исторических, археологических и этнографических памятников Ухтомского волока придет к людям только тогда, когда от прошлого не останется и следа." (http://korotec.narod.ru/volok.html).

Photobucket



Photobucket



Photobucket



Особый интерес в изучении местного фолклора представляют материалы фольклорной экспедиции СПбГУ, проводившейся в 1998-2001 г. в Вашкинском районе Вологодской обл., к оторому относится и село Ухтома.

Вот некоторые из этих материалов:

А.С. Кучумова «Семиотика убранства дома.» http://www.folk.ru/Survey/2001-2008/kuchumova_semiotika_doma.htm

А.С. Кучумова «Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи.» http://www.folk.ru/Survey/2001-2008/kuchumova_krasny_ugol.htm

Е. Воронина «На каждое слово в деревне есть своя песня.» http://www.folk.ru/Survey/2001-2008/voronina.htm



Photobucket



Photobucket



Местные жительницы очень колоритны и выразительны.

Photobucket



В экспедиционном отчёте Е.Ворониной есть упомянания об этом колодце.

Photobucket



Photobucket



А бабочек там очень много, только фотографировать их очень тяжело — практически, их невозможно застать в состоянии покоя. Секунда — и снова они порхают.



Photobucket



Photobucket



Photobucket