Четыре России

[Блогово]


Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич выдвинула теорию, согласно которой на территории России сейчас сосуществуют четыре страны. В случае социальных волнений, по ее мнению, победит первая Россия - не по численности, а количеству интеллектуального капитала.



1. Страна мегаполисов



Это всего около 12 городов. Однако в них проживает более 21% населения страны — каждый пятый россиянин. А в Москве с Санкт-Петербургом — каждый девятый. Поскольку миграция в России также направлена в эти города, их доля в населении страны растет. За последние 20 лет эти города стали пост-индустриальными, изменилась структура занятости: выросла доля квалифицированных «белых воротничков», выше занятость в малом предпринимательстве. И даже в бюджетных отраслях больше квалифицированных работников. Быстро перенимаются столичные модели потребительского поведения, хотя заработки в 1,5-2раза отстают от Москвы. Именно в крупнейших городах концентрируется средний класс, «рассерженные горожане».



2. Страна средних промышленных городов



Население — от 20 000-30 000 до 250 000 человек, иногда до 300 000-500 000 (Череповец, Нижний Тагил, Магнитогорск, Набережные Челны) и даже 700 000 (Тольятти). Во «второй России» живет около 25% населения страны, а в самой нестабильной её части — моногородах — около 10%. Это все еще индустриальное общество (хотя промышленная специализация может быть и не сохранена), с советским образом жизни. Кроме рабочих в этих городах много бюджетников, в основном с невысокой квалификацией. С малым бизнесом, как правило, напряженка — либо платежеспособный спрос населения низкий, либо институциональные барьеры высокие, все поделено между своими.

Если случится вторая волна кризиса, этой части страны будет тяжелее всего. Промышленность падает сильнее прочих отраслей экономики, а мобильность и конкурентоспособность населения невысоки. Если бюджет не поддержит эти регионы, именно жители промышленных городов станут главным мотором протеста с требованием работы и зарплаты. Это в свою очередь усилит давление на власть с целью принятия популистских решений.



3. Огромная по территории периферия, состоящая из жителей села, поселков и малых городов



Суммарная их доля — 38% населения страны. «Третья Россия» выживает «на земле», она вне политики: календарь сельскохозяйственных работ не зависит от смены властей. Депопулирующие малые города и поселки с сильно постаревшим населением разбросаны по всей стране, но особенно их много в Центральной России, на Северо-Западе, в промышленных регионах Урала и Сибири. Протестный потенциал периферии минимален, даже если начнутся кризисные задержки пенсий и заработной платы.



4. Республики Северного Кавказа и юга Сибири (Тыва, Алтай)



Там живет менее 6% населения страны. В них есть и крупные, и небольшие города, но почти нет промышленных. Городского образованного среднего класса пока мало, и он вымывается, мигрируя в другие регионы. Сельское население растет и пока еще молодо, но молодежь перемещается в города. Для «четвертой России», раздираемой борьбой местных кланов за власть и ресурсы, этническими, религиозными противоречиями, важны только стабильные объемы федеральной помощи и инвестиции из федерального бюджета. Даже если кризис повторится, вряд ли что-то изменится, ведь расходы федеральных властей относительно небольшие.