О том, как сочетается интерес к иностранным языкам, истории Вологды и теме здоровья

[Блогово]

Мои разнообразные увлечения иногда сходятся вместе весьма интересным образом.
Например, увлечение французским и локальной историей привело меня к вопросу пребывания французов в Вологде. Девушка я ленивая, поэтому открыла первое, что вспомнила, - соответствующую главу в книге «Вологда в минувшем тысячелетии». А там пишут, что после войны 1812 года в Вологде в качестве военнопленных обитали разные французы. Например, врач наполеоновской армии Мари де Сен-Урсен. «Какое странное имя для мужчины (а явно, что врач был мужчина)», — подумала я.

Оказалось, что «Мари де Сен-Урсен» — это не имя плюс фамилия, а просто фамилия. Звали же нашего героя Пьер-Жозеф. Он написал несколько медицинских трудов, в издании одного из них есть вот такой литографический портрет. Полагаю, что это он и есть — тот самый врач Мари де Сен-Урсен.

Но самое популярное его творение — это книга «Друг женщин или письма врача» 1804 года. Такой прототип «Советов молодой хозяйке»: там и про моду, и про косметику и про гигиену. Ее можно найти на просторах интернета. Для заманухи покажу вам обложку и оглавление.

Про биографию французского врача найти у меня получилось почти ничего, зато обнаружилась статья на английском, где автор анализирует медицинские книжки для женщин 1750-1820 гг. , в том числе и «Друга женщин». «Хороший способ прокачать английский», — подумала я и начала читать. А статья оказалась довольно интересной.

В XVIII веке французская аристократия, - сообщает нам автор, - любила делать яркий контрастный макияж (назовём это так): слоями накладывали белила на лицо и ярко красным красили губы. Причём и мужчины и женщины. Попытки морализаторов сказать «Ай-ай-ай» воздействия на модников не имели. Но тут в дело вмешались врачи.

Медики не стали читать нотации о стремлении к скромности и аморальности бьютификации, а просто рассмотрели состав того, что наносится на лицо. А там в числе ингредиентов оказались мышьяк, свинец, ртуть и сера. Не самый полезный набор, верно? Об этом врачи и сообщили своим читателям. Имейте с виду, мол, эти вещества в таком использовании ведут к кожной сыпи, тяжелым болезням и даже смерти.

Некоторые авторы для убедительности ставили картинки гниющей кожи и ртов с выпавшими зубами. Мари де Сен-Урсен этим не грешил, он пошёл другим путём: добавил в книгу рисунки с разными античными нимфами, имеющими отношение к чистоте и гигиене и сделал к ним объяснение-описание на целую страницу.

Гигиена — именно такую альтернативу предложили французские врачи своим пациентам. Вместо того, чтобы накладывать слои свинцовых белил, они советовали умываться водой с мылом, делать упражнения и носить более свободную одежду. Исследователи назвали этот период гигиенической революцией.

А вот грустить, страдать угрызениями совести, переутомляться (over-work, перерабатывать, пишет автор) и пренебрегать упражнениями не рекомендовалось — ибо это могло привести к нездоровому виду.

Впрочем, - рассуждали они, - стремление женщины к украшательству вполне понятно: ведь она слабое существо и для выполнения своей основной функции (рождения детей) ей надо привлекать мужчин и быть привлекательной для собственного мужа. Поэтому использовать косметику дамам позволительно, а вот мужчинам не следует. Но при этом гигиенические процедуры рекомендованы обоим полам.

В заключение скажу, что кроме появления стереотипов - как положительных так и негативных - следы которых вы обнаружили в этой истории, следствием гигиенической революции стало появление патентов на косметическую продукцию, ибо общество (то бишь потребители) теперь хотели знать не только про видимые эффекты препаратов, но и про безопасность их для здоровья.

Кстати, книгу свою Мари де Сен-Урсен посвятил мадам Бонапарт — как женщине, которая уже на практике применяет принципы, им предлагаемые.