Череповецкие понты позапрошлого века. «Славутники» (щеголи)

[Блогово]

М. К. Герасимовъ «Нѣкоторые обычаи, обряды, примѣты и поговорки крестьянъ Череповецкаго уѣзда, Новгородской губернiи», 1984 годъ:

Сравнивая быт населения различных частей нашего уезда, легко заметить некоторые особенности, характеризующие ту или другую часть уезда. Например, в южной части уезда почти все население занимается железным производством; заработная плата ничтожна, прибавить к этому плохие урожаи хлеба вследствие песчаной почвы; население бедно. Все это отражается на том, как и во что одеваются жители. Понятие «славутники» здесь отсутствует. Наоборот, в северо-восточной части уезда, в волостях Петриневской, Ягановской, Чаромской и Починковской, —край вполне земледельческий и отчасти лесной, население более зажиточно, и щегольство между молодежью обоего пола резко бросается в глаза. Молодые люди, щеголяющие в хорошей одежде, называются здесь «славутниками» и «славутницами».

Чтобы заслужить это почетное прозвище, девушке нужно иметь «платно» с казаком, т. е. шелковый сарафан, или «бархатник», в дополнение к ним шелковый платок и тюлевый фартук с кружевами, подвязываемый ими по груди под мышками. Некоторые девушки, чтобы нажить «платно», нанимаются нарочно в работницы, и отходят с места, как только скопят нужную сумму на покупку материи. Славутницы по храмовым праздникам, бывающим весной или летом, подбирают из себя и отдельный хоровод «бархатниц»; другой-же хоровод составляется из девушек, одетых в «гарусники» (сарафан из шерстяной материи) и «ситцевики».

Парню-славутнику нужно иметь: летний суконный «казакин», белую канифасовую рубашку, сапоги «налачены», а для зимы недорогiя лисью шубу и бобровую шапку, далее валеные калоши, сытую отцову лошадь, санки городского фасона и сбрую с металлической отделкой. Из этого перечня видно, какая порядочная сумма затрачивается на экипировку славутника.

Весь блеск славутничества, выставляющегося напоказ, можно видеть на масляной неделе, когда в определенные дни в различных селах скопляется масса катающихся, преимущественно молодежи. Вообще в праздники славутники пьянствуют и безобразят больше, чем обыкновенные парни, и это не только не вредит их славе, но даже заставляет родителей гордиться удальством своего детища.

Немаловажную вещь в обиходе славутника составляет «игрушка» (гармоника). Хорошие гармоники местного производства («черепанки») бывают ценою до 25 рублей. Особенно известен мастер Измайлов, который даже упоминается в песнях «сбирушках»: наприм., 

«Как на нашем озере 
Едет милый в челночке,
В канифасовой рубашке
И с Измайловской в руке».

Отцы семейств тянутся из последнего, чтобы взрослых сыновей или дочерей одеть получше и выдвинуть в славутники, хотя потом уже многим девушкам, вышедшим замуж, и не приходится надевать своего «платна», — часто ради нужды его закладывают, или продают.