История Церкви Казанской иконы Божьей Матери, расположенной в старинном селе Верхний Рубеж Вытегорского района Вологодской области, весьма насыщена и представляет интерес для любого, увлекающегося историей и деревянным зодчеством.
Первый храм в Верхнем Рубеже был возведён монахами Муромского монастыря в начале 17 века. Вскоре после этого последовал указ о секуляризации церковных земель, монастырь потерял самостоятельность и был упразднён. Перед властями встал вопрос-что делать со множеством скитов и пустыней, находившихся в подчинении Муромского монастыря. Выход был найден довольно простой: в связи со строительством Мариинского водного пути в 1799-1810 годах, Рубеженская церковь, как и многие другие, перешла в ведение Министерства путей сообщения Российской империи и стала приходской. Местный священник помимо Казанской церкви совершал выездные требы ещё в четырёх часовнях, расположенных у шлюзов Мариинского канала, где и окормлял верующих.
В ту пору вытегорская округа была населена гораздо плотнее, нежели нынче. Связано это было не только с устоявшимся хозяйственно-экономическим укладом местных жителей, но и непосредственно с водным путём, который нуждался в постоянном обслуживании. Обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Рубежа, равно как и окрестных деревень, имели свой хлеб с сезонных работ на Мариинской системе. Проводка кораблей, перевалка грузов, починка гидросооружений требовали постоянного труда и давали доход, необходимый для выживания в суровых северных местах вдоль трассы канала.
Согласно некоторым источникам, в начале ХХ века Рубеженская церковь была капитально перестроена усердием местного священника и прихожан, трудившихся на семи близлежащих шлюзах. При советской власти здание отошло в ведение местного совхоза. Когда начались работы по преобразованию Мариинской системы в Волго-Балтийский водный путь в 1961 году, в Верхнем Рубеже квартировала гидрометеорологическая служба. В эпоху Новой России и село, и храм повторили судьбу множества других. Совхоз развалился, сельхозоборудование распилили на металл, поля заросли, а люди уехали. Храм заколочен и медленно, но верно ветшает. Неподалёку покрывается мохом памятная стела Мариинского канала как напоминание о жизни, некогда кипевшей в этом брошенном на произвол судьбы крае.