Во время Первой мировой войны был призван в армию — воевал на румынском фронте. После демобилизации вернулся в Енакиево, работал котельщиком на Петровском металлургическом заводе, затем — мастером доменного цеха на стройке доменной печи, однако печь не достроил — в августе 1918 года поступил в Харьковский технологический институт. В разные годы занимал высокие должности на промышленных предприятиях. Человек был действительно талантливый, уже в 26 лет он возглавил Таганрогский котельный завод. Потом возглавлял стройку Мариупольского новотрубного завода имени Куйбышева. На Магнитострое Я. С. Гугель пробыл всего год. Но это время было насыщенным, напряженным, в сущности, решающим. Ему удалось в кратчайшие сроки реорганизовать строительные участки, внедрив цеховой принцип. Были созданы доменный, мартеновский и прокатный цехи и объединены строители и будущие эксплуатационники. Во второй половине 1931 года вошло в строй несколько важных пусковых объектов будущего завода.
После жарких дискуссий именно Гугель настоял, чтобы «Азовсталь» разместили в Мариуполе. Американские специалисты отдали предпочтение устью реки Миус, что рядом с селом Поляковка, западнее Таганрога. Наши инженеры-изыскатели указали на устье Кальмиуса, на пустынный левый берег. Гугель настоял на советском вердикте: «только Мариуполь, там замыкался самый короткий путь керченской руды — из Камыш-Буруна». Так он займет свою последнюю должность перед арестом — первостроителя и первого директора Мариупольского металлургического завода «Азовсталь».
Летом 1937-го Яков Семенович будет арестован и уже в октябре расстрелян по сталинскому списку по обвинению в том, что он «является членом контрреволюционной троцкистской террористической организации, по заданию этой организации проводил активную контрреволюционную работу, направленную против политики ВКП (б) и советского правительства» по ст. 1-75-48 и 54-11 УК УССР. После ареста Гугеля будет осуждена жена, как «член семьи изменника родины» (ЧСИР) она получит восемь лет лагерей.
Позднее Яков Гугель станет прототипом Марка Рязанова — родного дяди Саши Панкратова в романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», дело будет пересмотрено, а его именем назовут улицу, рядом с заводом установят табличку.
bessmertnybarak.ru/gugel
_______________________
Наш проект это попытка назвать всех поимённо, вспомнить о каждом. Сохранить воспоминания и документы, и рассказать об этих страницах истории нашей страны остальным. Мы объединили книги памяти в единую базу, дали возможность родственникам дополнить эти краткие строчки своими воспоминаниями и свидетельствами из домашних архивов. Так мы создали самую полную базу данных жертв политических репрессий и воспоминаний. Этот уникальный и независимый проект по сохранению семейной памяти мы делаем вместе с вами. Спасибо всем, кто нам помогает
bessmertnybarak.ru
Поддержать проект — bessmertnybarak.ru/donate