Интересный разговор о театре, об эпохе начала XX века предложил Музей Вологда «Дом купца Самарина». Вместе с историком вологодского театра Борисом Ильиным и группой актёров мы совершили эмоциональный экскурс в прошлое: знакомились с афишей театров 20 — 40-х лет XX столетия, коснулись той роли, которую играли постановки в среде простых и безграмотных людей, как по-своему люди трактовали увиденное на сцене, порою искажая суть до неузнаваемости. Один только слух, что на сцену привезли царя умирать, чего стоит?!
Если в начале 20-х годов театры по традиции обращались к дореволюционному репертуару (Островский, Шиллер, Шекспир, А. Толстой, Грибоедов, Уайльд и др.), то год от года ситуация стремительно менялась. В ответ на призыв Луначарского: «Советскому театру — советские пьесы» на смену классическому репертуару пришли авангардно-революционные спектакли, пропитанные новой, свежей идеологией.
Одной из первой таких забавных постановок стал спектакль «Иван Козырь и Татьяна Русских», поставленный в 1925 году на сцене Московского государственного академического Малого театра. А позднее и в Вологде. Возмущённая наглостью, пресыщенностью и развратом миллиардера Ллойда, команда американского судна связывает его и спасает решившихся плыть морем до берегов социалистической родины полюбивших друг друга гармониста Ивана и попавшую в сексуальное рабство русскую девушку Татьяну. В финале пьесы звучит призыв из уст кочегара американского парохода — «Мы повернем наш пароход на СССР!».
Это вам уже не какое-то «дурака валяние», вот он «бастион истинного революционного искусства» ;)))
Пьесы '«Страх», легендарная «Любовь Яровая» спустя 100 лет звучат сегодня по-новому, остро и актуально. Не случайно к ним вновь обращаются ведущие театры страны. Отдельные сцены из произведений, что зачитывали актёры вологодских театров, заставляли внутренности сжаться, скукожиться от той злой правды, от проблемы выбора, которая всегда висит над человеком и требует самоопределения.
«Прошло 100 лет: мы изменились?» — так называется проект с вопросительной интонацией в названии, реализуемый музеем, под руководством автора Марина Валерьевны Критской. Это вопрос ко всем нам — сложный, философский, не требующий незамедлительного ответа, а приглашающий на мгновение остановиться и задуматься. Хорошо, что в потоке стремительной жизни случаются вот такие остановки и откровения…