История под бетоном.
В сентябре 2000 года во время строительства нового автодорожного моста через реку Ковду в деревне Варницы был разрушен ценнейший культурный слой в самом сердце Старого Усолья. Археологи, прибывшие на место, застали печальную картину. Тем не менее, всё, что было возможно изучить в тех условиях, было сделано.
Мостостроителями и местными жителями были сообщены сведения о четырёх находящихся в зоне строительства и уже к моменту нашего строительства засыпанных рассолоподъёмных трубах. Две из них удалось расчистить от балласта и бетона. Местоположение ещё одной трубы было указано с большой точностью, но её расчистка не представлялась возможной, так как бетон основания одной из мостовых опор заливался в опалубку непосредственно на ствол трубы. Ещё одна труба находилась в русле реки ниже поверхности воды и была видна лишь до того как центральная часть русла между второй и третьей опорой не была перекрыта слоем строительного мусора.
Кроме того, в профиле левого берега явно фиксировались остатки интересной конструкции, по свидетельству мостостроителей — огромного кирпичного сооружения с арочным сводом, разрушенного «с большим трудом», так как оно находилось на месте, где по проекту необходимо было заливать опору моста. Так как насыпь здесь ещё не была полностью уложена, мы воспользовались возможностью закладки на левом берегу небольшого раскопа.
После разборки кирпича удалось извлечь железную кованую пластину размером 63×48 см, состоящую из шести целых и девяти фрагментов более мелких пластин, соединённых при помощи заклёпочных швов. По своим особенностям (толщине железного листа, размеру мелких пластин и способу их крепления между собой) этот предмет надёжно определяется как фрагмент солеваренного црена. Судя по плотно приставшей к верхней стороне фрагмента глине, он представляет собой одну из крайних частей этого огромного противня, вмазывавшегося обычно в стенки печи, как правило, не имевшей свода. Найденный здесь фрагмент црена очень важен. Он позволяет рассматривать остатки вскрытого сооружения как часть солеваренной печи, что подтверждается большим скоплением здесь отходов соляного производства.
После того, как были разобраны остатки деревянных накатов и расчищено дно понижения («ямы»), стала видна конструкция обрушившегося, но вполне сохранившегося деревянного коридора — трубы, состоявшей из продольно лежащих досок. Эта конструкция атрибутирована нами как поддувало солеваренной печи.
Необходимо отметить, что солеваренная печь (даже в виде столь незначительных остатков) представляет собой достаточно редкое явление в археологическом раскопе. Пока известно лишь пять разновременных (XIII–XV вв.) солеваренных печей, открытых за всё время раскопок в Старой Руссе и несколько поздних (XVIII–XIX вв.) печей этого назначения в районе Перми, обследованных при охранных раскопках, предшествовавших строительству водохранилища.
К сожалению, печь была почти полностью разрушена до приезда специалистов, да и найденные в 2000 году трубы сейчас уже невозможно выявить ввиду того, что они оказались под опорами и конструкциями мостового сооружения. Для предотвращения подобного отношения к культурному слою в 2021 году территория бывшего солеваренного завода приобрела охранный статус выявленного объекта археологического наследия. Это означает, что все крупные земляные работы в районе впадения Солонухи в Ковду должны будут обязательно сопровождаться предварительным археологическим обследованием, и мы не теряем надежду найти новые печи.
Автор текста: Мария Ворожейкина, археолог, научный сотрудник Тотемского музейного объединения
1. Современный автодорожный мост в деревне Варницы. Справа идёт реконструкция сользавода. Сентябрь 2021 г.
2. Обнаруженный фрагмент печи. Фото 2000 года.
В сентябре 2000 года во время строительства нового автодорожного моста через реку Ковду в деревне Варницы был разрушен ценнейший культурный слой в самом сердце Старого Усолья
Ещё блоги
Прирост популяции зубров в прошедшем году составил 17%
143 обитают в Вологодской области и являются самой северной вольноживущей популяцией. Кстати, впервые зубры были замечены в Вожегодском районе, пара животных отделилась от большого стада и покинула территорию Усть-Кубинского района
Павел Шпрингфельд — актёр театра и кино. В 1942 году репрессирован по национальному признаку
В 1949 году повторно арестован и отправлен в лагерь. Актриса Валентина Серова сумела добиться освобождения друга и на время поселила его у себя в московской квартире
Объявили конкурс по выбору подрядчика на капитальный ремонт моста в Кувшиново
Вместо одностороннего проезда будут двухполосная дорога и полноценные тротуары для пешеходов. Пока будут проходить работы, проезд по мосту сохранится
Списки помещиков, владевших вотчинами в Шалимовском крае с начала 18 века и до отмены крепостного права
Фамилии землевладельцев выписаны из метрических книг Никольской церкви села Верховья-на-Югу за 1738 – 1753 годы, 1782-й, 1792-й, 1800 – 1850-е
Из-за аварийного состояния понтонной переправы через реку Колпь...
... на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Кадуй – Порог с 26 марта закрыто движение грузового транспорта по понтону до окончания ремонтных работ
Операция «Прибой» – организованная властями СССР в марте 1949 года, в ходе которой было депортировано 94 779 человек
25 марта 1949 года /74 год назад/ была произведена депортация части гражданского населения Эстонии, Латвии и Литвы в Сибирь и отдалённые районы Севера
Как в СССР. Друзья, вот вы как считаете, бизнес должен быть социально ответственным?
Я считаю, однозначно да. Помните, как было в советское время?
Удивлен вакханалией, которая происходит сегодня вокруг интервью Алины Пеклецовой федеральным СМИ
Наша чемпионка безо всякого злого умысла, без двойного дна, искренне и правдиво рассказала о проблемах в лыжном спорте региона. Потому что она этим живет 24/7. И это волнует ее больше всего на свете
О проблеме излишней ширины автомобильных полос в Череповце время от времени приходится слышать
В частности, в мастер-плане нашего города эта тема неплохо освещена. А вот о слишком узких трамвайных остановках вспоминают крайне редко
Двор по улице Можайского, 90. Всю зиму делали канализацию, все разрыли, закопали, так и оставили
Дороги и до этого не было от слова совсем, а сейчас хуже худшего. Машины застревают, людям не пройти вообще, что дальше?!