В начале XX века в модной лондонской галерее Doré Gallery была устроена выставка разнообразных крестьянских изделий, сделанных вручную. Экспонаты были собраны вологодским земством по крестьянским хозяйствам России. Образованная западная публика воспринимала ремесло вологодских кружевниц как некую экзотику, о чем можно судить по статье британского The Art Journal: историку Денису Самойлову удалось отыскать ее пересказ в номере американской газеты The New York Herald за 1906 год.
Художественные промыслы русских крестьян
Английский комментарий к лондонской выставке, организованной земством Вологды
Изделия крестьянских промыслов были собраны вологодским земством из деревень этой губернии, а также из Москвы, Орла и Вятки, где земства также активно занимаются организацией традиционных промыслов. Выставка собрала выдающиеся образцы народных ремесел.
«В России, как и везде в мире, очевидно, что инстинкт народа к созидательному искусству, так тесно связанный с индивидуальной и коллективной гордостью, находится под угрозой исчезновения с ростом влияния крупных промышленных городов», – отмечает The Art Journal. Однако в России еще не достигли той точки, в которой находятся ремесленники небольших государств с развитой сетью железных дорог и огромным количеством мануфактур, в результате чего ремесленные изделия превращаются в предметы роскоши и развитие ремесел в ходе естественного производства затрудняется.
Вологодская губерния на одну пятую больше всех Британских островов, а часть ее находится в тысяче миль от железной дороги. Когда долгая суровая зима сковывает реки, движение по этим районам осуществляется только на санях и почти непрерывное уединение деревенской жизни в течение этих месяцев не нарушается посторонним влиянием. Мужчины путешествуют на санях, в то время как женщины присматривают за домом, и в недалеком прошлом они нашли для себя отдушину и награду за свой нелегкий каждодневный труд – они расшивают ткани ажурным плетением, создавая лаконичные узоры такого тонкого изящества, которое никак не может быть связано с коммерческим производством.
Пошив одежды из льняной ткани ручной работы с искусным шитьем, тонкие и сложные кружева, которые, судя по их форме, созданы из ажурного плетения, уже упомянутого выше, а также плетение из бересты – такие ремесла процветали среди женщин российских деревень. Мужчины ковали металл, вырезали из дерева предметы домашнего обихода, сани и мебель. Плетение корзин и работа с кожей были ремеслами, которыми занимались ради украшения повседневной жизни, а также чтобы производить товары для торговли между деревнями или для продажи на крупных зимних ярмарках. Этот глубокий и жизненно важный источник деревенского искусства как части деревенской жизни сегодня ослаблен. Продукты народных промыслов конкурируют на одном рынке с изделиями мануфактур. Еще 50 лет назад женщина вышивала или шила кружева, гордясь своим родом или соревнуясь с искусными мастерицами-соперницами из другой деревни. Сегодня вышивальщица или кружевница в основном работает на продажу, для рынка, на котором цену устанавливает машинный труд. Удовлетворение от выполненной работы, вознаграждение за терпение, признание дара труда, приложенного к созданию прекрасных изделий предыдущими поколениями, – все это обесценивается. Однако земства показывают кружевницам, которых только в Вологодской губернии девяносто тысяч, образцы традиционного мастерства и помогают найти рынок сбыта для качественно и с душой выполненной работы.
Выставка в Doré Gallery являла собой реализацию этого подхода. Показывая, что делалось в прошлом и что делается сейчас в этих по-прежнему активных центрах ремесленной жизни, организаторы выставки продемонстрировали английской публике эталон ремесленных произведений. Если открывшийся здесь рынок окажется благосклонным и внимательным, результат должен принести пользу делу развития национальных промыслов.
Сейчас необходима поддержка качественных промыслов на рынке и сохранение их места в жизни производителей и потребителей. Российские провинции все еще являют миру умения местных мастеров, делая полезные вещи красивыми, что наглядно демонстрируют их резная мебель, кружево и узорчатая вышивка.
Источник: The New York Herald (New York, NY) 18 Mar. 1906, p. 90. Retrieved from the Library of Congress, www.loc.gov/item/sn83030313/1906-03-18/ed-1/.