Уже не первую большую кампанию подряд дежурно фиксирую очень похожие мысли.
Когда мы говорим и спорим о выборах (ходить на них или нет, как относиться к «Умному голосованию» и т. д.), нужно просто отсечь две крайние и неправильные точки зрения.
Первая, совсем безумная, заключается в том, что это просто обычные выборы, как будто мы живём в стабильно функционирующей электоральной демократии, ходим голосовать, выбираем себе парламенты разных уровней, мэров, губернаторов, президентов.
На самом деле, напрямую вот так вообще ни один человек в здравом рассудке не думает, но некоторые рассуждения тем не менее оказываются производными именно от этого тезиса (например, когда выступающие против голосования за КПРФ спрашивают, будет ли красно-коричневая Дума лучше единороссовской).
Второй экстремум заключается в представлении о том, что выборы являются поворотной или опрокидывающей точкой, а, значит, какая-то правильная стратегия, будь то УГ или бойкот, могут привести к конкретному результату. Эта крайность не так безумна в том смысле, что её беспочвенность до конца не доказана и проверится только на практике. Мне вот совсем не кажется, что близится поворотная точка, а утром проснусь и толпы людей стоят под Кремлём; в конце концов, многие большие умы не распознавали предвестий великих потрясений.
Но всё-таки я бы пока остановился на том, что судьбоносность этого голосования преувеличивать не стоит.
А раз так — ну сделайте то, что вам сделать несложно и при этом в наименьшей степени противно. Готовы сходить проголосовать, сходите. Не готовы, не ходите. Хотите за «Яблоко» проголосовать, почему бы и нет, хотите за КПРФ — да ради бога, хоть за «Новых людей».
В другой стране поутру всё равно не проснёмся, было бы из чего огород городить.