И вновь потеря… Умер Анатолий Иванович Михасик. Мы общались

09.02.2021 [Блогово]

ПРОЩАЙ, АРТИСТ…
И вновь потеря… Умер Анатолий Иванович Михасик. Мы общались. Он не однажды вёл мои творческие вечера, я видел его на сцене, я наблюдал его режиссерскую работу в народном театре… Однажды, после спектакля «Алые паруса» в нашем ТЮЗе, мы поговорили с ним о творчестве и жизни. Вот фрагмент того интервью:

… Анатолий Иванович Михасик сыграл в спектакле роль священника. Роль немногословную, но очень важную и выразительную. Человек этот, священник, когда-то поддержавший Ассоль своей верой, сам-то, оказывается, всю жизнь ждал подтверждения своей веры, чуда. А чуда не было, и он усомнился. И уже девушка Ассоль поддержала его. И чудо свершилось…

Анатолий Михасик из поколения детей войны. Родился в Иванове, но так как отец его был профессиональным военным, детство проходило в разных военных гарнизонах…

— В детстве смотрел фильмы, в которых были любимые артисты — Борис Андреев, Петр Алейников, Николай Крючков, — рассказывает Анатолий Иванович. — К тому же, после войны появилось много трофейных фильмов. Мы, мальчишки из военных городков, смотрели их, играли в них, с этого все начиналось. Был и любительский театр в школе. Когда мы жили в Выборге, туда приезжали многие ленинградские артисты, и мне посчастливилось видеть на сцене корифеев — Меркурьева, Черкасова, Толубеева… А уже позже, студентом, я видел «Горе от ума», где Юрский играл Чацкого, Лавров играл Молчалина, а Полицеймако — Фамусова… Если говорить вообще о спектаклях — самое сильное впечатление для меня на всю жизнь — «А зори здесь тихие…» Театра на Таганке. Спектакль, который шел два двадцать без передыха… В прошлом веке смотрел спектакль, а он у меня до сих пор перед глазами, я его и сегодня могу весь рассказать.

После окончания школы Анатолий Михасик поступил в Свердловское театральное училище (ныне Екатеринбургский театральный институт), после окончания которого, работал в Кировском областном драматическом театре. Оттуда и ушел в армию на три года, а вернулся из армии уже в Вологду, где к тому времени жили его родители. Поступил в Вологодский драматический театр, в котором и работал почти сорок лет. С 2007 года — актер театра для детей и молодежи.

— А вообще-то я с детства мечтал быть военным, в авиацию хотел, но когда очки надел, пришлось эти мечты оставить, — вспоминает актер. — В театральное поступал сознательно, но суть профессии, конечно, тогда не понимал, и что-то понимать начал уже гораздо позже… С 1968 года я работал в Вологодском драматическом театре, который находился тогда там, где теперь ТЮЗ, а руководил театром Яков Федорович Нусс. Потом перешёл в Вологодский театр для детей и молодежи, о чем тоже не жалею.

Кроме основной работы в театре Анатолий Иванович Михасик руководит народным театром при ДК «Речник».

— Тут есть определенный момент самореализации. Ты как бы переходишь в другую профессию, ты уже не совсем артист, это уже режиссура, пусть и не вполне профессиональная… Это очень интересно, — объясняет Анатолий Михасик.

Ну вот, подошел наш разговор и к спектаклю «Алые паруса»…

— Спектакль тогда состоится, когда совпадут четыре составляющие, — объясняет Анатолий Иванович, загибая пальцы на левой руке, — драматург, режиссер, исполнители, зритель. Как только одна из этих четырех составляющих хромает, спектакль, скорее всего не получится. Хотя бывают случаи, когда другие составляющие подтягивают хромающую. В случае с «Алыми парусами» (хотя мне, участнику спектакля, трудно судить) — все это совпало. А к тому же и музыка Максима Дунаевского; оформление пространства — наш художник Степан Зограбян совершенно, на мой взгляд, замечательно все сделал; костюмы — отличные… Этот спектакль для меня значительное событие. Здесь самое главное — момент пения. Вот это, чисто профессионально, интересно. Петь мне приходилось и раньше, например, гремел в свое время в Вологде спектакль «Уходит женщина»… Но вот так, чтобы весь спектакль был построен на пении… И ведь поют все актеры. Уже более 50-ти спектаклей сыграно, и все они идут при полном зале.

Спектакль «Алые паруса» — создан по мотивам повестей и рассказов Александра Грина, в нем нет точного следования тексту, но сохранено «гриновское» настроение. О присутствии Грина напоминает и надпись «Александр Грин» на корабельном колесе, вокруг которого и строится пространство спектакля… Декорации, свет, костюмы, музыка тоже вводят зрителя в это «гриновское» настроение.

— Когда моей дочери было четыре года, я перед сном стал читать ей «Алые паруса», до этого были сказки, — вспоминает Анатолий Михасик. — Она просто заставляла меня перечитывать раз за разом эту повесть, так что я это произведение немножко знаю… Наш спектакль отличается от повести, но это ведь общеизвестно — как только литературное произведение попадает в театр, оно становится произведением другого жанра… Это спектакль, конечно, не детский, но и не подростковый, это и для взрослых зрителей. Вообще, я считаю, что если произошел факт искусства, извините за такое громкое слово, то он уже не может воздействовать выборочно, он будет воздействовать на зрителей любого возраста. В «Алых парусах» это произошло. Мы видим полный зал на каждом спектакле, чувствуем настроение зрителей… Партнеры по спектаклю у меня замечательные. Ассоль — Алена Данченко… Я ей уже говорил это и могу повторить — она очень много дает. Мне есть, что от нее принимать, и что самому ей дать. Это же взаимообразный процесс — один заряжает другого… Грэй — Виктор Харжавин, замечательно играет. Эгль в исполнении Александра Межова — несет большую смысловую нагрузку, он как бы и сочиняет всю эту историю…

И вот тут я не мог не задать вопросы, может быть и наивные, но интересные мне как зрителю, как человеку: каждый ли раз актер «выкладывается до дна», как готовится к роли, как живет в ней, как выходит из роли.

— Что-то можно проскочить и на «мастеровитости», на тех наработках, которые набираются за время долгих репетиций, — объясняет Анатолий Иванович. — Многое зависит от того материала, от того жанра, в котором ты работаешь. Если это психологическая драма — нужно определенное погружение, когда ты себя втискиваешь в шкуру героя. И если между тобой и этой шкурой пространства все меньше и меньше, значит, ты добиваешься чего-то… Но главное, как это примет зал. Если между залом и тобой что-то произошло, а это всегда чувствуется, — тогда получилось… Профессия сжигающая или нет?.. Можно вспомнить Зельдина, которому скоро будет сто лет, а он все на сцене. Но это же не значит, что он «не горит» на сцене… Когда я учился, нам говорили о двух школах — школе представления и школе переживания. Школа переживания — это русская школа, ее родоначальником считается Станиславский. Школа представления — это школа западных артистов… Меня учили школе переживания, но условность театра существует и мера условности в каждом спектакле разная… Конечно, я вышел за кулисы и оставил роль… Жду ли еще интересных ролей? Главное в жизни у меня уже есть — внук, внучка, моя семья. Это важнее любой роли…

Ещё блоги

Нас учили боевой спецпропаганде

Автор: Владимир Яковлев

Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности» 

317
0

Когда-то очень давно это была зимняя переправа через реку Шексну, но к сожалению какой-то информации найти не удалось

Автор: Аэросъемка Череповец Вологда Aircraft35

Возможно кто-нибудь знает кто и в какие годы здесь переправлялся и как поступали с фарватером? Если вам что-то известно, то пишите в комменты.
Видео

243
0

Отец крикнул, чтобы шли домой без него — он следом придет. Но никогда уже больше не пришел. Его арестовали

Автор: Череповецкий старожил

И увезли сначала в Кадуй, затем в Вологду и по решению тройки УНКВД Вологодской области расстреляли 15 июля 1938 г. Ему было 44 года (в 50-е годы был реабилитирован)

277
0

История с расстрелом в пермском университете вызывает много вопросов

Автор: Julia Nikolaev

На кампусе университета не оказалось никакой единой системы оповещения. Преступник разгуливал по кампусу 40 минут, успел за это время опубликовать в сети заранее заготовленный текст (пост появился в сети якобы через 10 минут после начала стрельбы), а люди продолжали идти навстречу смерти

668
0

О борьбе с малярией в нашем крае во время войны

Автор: Валерий Кемский

Документы

383
0

Усть-Кубенское сельское поселение. Это жесть, а не дорога

Автор: Елена Бахвалова

Деревня Петрушино. Теперь не только проехать кроме как на тракторе, так и пройти теперь ноги переломать!

397
0

Я в итоге проголосовал умнее умного

Автор: Иван Беляев

Видимо, за пределами Москвы и, возможно, ещё нескольких крупных городов рекомендации УГ вообще ровным счётом ничего не стоили — попросту за отсутствием социологических данных и их интерпретации. Было бы нечестно упрекать команду Навального в том, что у них этого нет

553
0

Вот эту всю дичь с вбросами, подлогами, доносами, подлостями и мерзостями делают не какие-то другие, особенные люди

Автор: Юлия Арсеньева

Ни инопланетяне, ни пришельцы, ни варяги. Это вот ваши соседи! Вы всех их хорошо знаете

623
0

Понятно, что мы собрали в том числе и протестные голоса

Автор: Александр Морозов. Депутат (КПРФ)

Выборы были очевидно неравными и несправедливыми, в таких условиях бороться нелегко. Радует большое количество участков, на которых мы получили большинство голосов — 5 лет назад ничего такого и близко не было. Теперь стоит задача оправдать доверие людей, которые даже не будучи нашими активными сторонниками проголосовали за КПРФ

907
0

Порядка 550 тонн взвешенных веществ не будут сбрасываться в реку Шексну с этого года

Автор: Вадим Германов

Это стало возможным после реконструкции правобережных очистных сооружений нашего «Водоканала»

389
0

Искушение под запретом

Автор: Антон Долин

«Искушению» Пола Верховена отказано в прокатном удостоверении на территории России. Что это значит? Успешно идущий по всей Европе и представленный в каннском конкурсе фильм выдающегося и очень любимого в России режиссера (права на который куплены давным-давно) не будет показан у нас

541
0

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Яндекс.Метрика