Год назад пожар в деревянном доме на Герцена, 44 превратил исторический памятник 19 века в обуглившуюся головешку. Не самое изысканное в архитектурном плане, но со своей легендой, это здание было для меня близко. Оно помнит нас, как говорится, с пеленок — вечно идущих мимо по направлению к центру города. Автобусами в детстве мы не пользовались, а когда подросли, то возвращались домой, когда автобусы уже были на пути в депо… А еще иногда бывало забежишь на крыльцо грозу переждать… Так вот на днях под шумок карантинных мероприятий от здания этого и след простыл. Всё. Пустое место.
«Что ни город — то норов» — пишет вологодский общественный деятель и краевед Александр Сазонов в своей книге «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное».
«Деревянное зодчество — самое интересное, что есть в архитектуре Вологды, а мы, ныне живущие поколения вологжан, — последние, кто видит эти подлинные памятники, неискаженные переделками и неумелой реставрацией».
Книга эта может стать настоящим альманахом по всем памятникам деревянного зодчества Вологды в руках интересующегося вопросом человека.
Вологодчина богата лесами, а камня тут нету. Большую часть своей истории Вологда была деревянной, но дерево бессильно перед огнем и климатом. Я трогал стены римского Колизея — они настолько прочны, что выстоят еще тысячу лет. А потом еще тысячу… Что же теперь, получается, что построенным из камня Риму и Неаполю суждено быть вечными городами — со своим «норовом», так сказать, а оригинальной Вологде придется лицо свое потерять?..
Да, дерево бессильно перед климатом, но более всего — перед желающими от этого дерева избавиться. А желающих таких — хоть отбавляй. У меня к ним вопросов нет — это люди глубоко провинциальные по своей природе в негативном смысле этого слова, когда провинциальность — это стыдиться, как раз таки, природы своей. Все равно, что стыдиться матери своей.
Они как будто ни разу не бывали заграницей — только на курорте олинклюзив, и не понимающие, что норов города — это всего лишь старая постройка да красивая легенда к ней. Временщики без роду и племени, ставшие на стыке смутных времен вдруг элитой общества, вершащие судьбы народные. Занимая высокие посты или просто находясь при больших деньгах, они считают подобные памятники рухлядью и совершенно не умеют взглянуть на свой родной город глазами туриста.
Никакой настоящий аристократ не поднимет руку на то, что пережило 1812-й и две мировые войны, революцию и девяностые. Насколько же беспощадна эта эпоха стабильности к наследию народному в сравнении с царским или советским периодами истории: как говорится, знавал я времена тяжелей, но не знавал времён подлей. Сложно понять и принять, когда изгоняют служителей из церкви и в ее здании организовывают орган власти, да пусть даже детский дом. Но совершенно за гранью понимания, когда по щелчку пальцев на месте объекта культурного наследия, павшего в неравном бою с диверсантами-поджигателями, появляется алкомаркет. Алкомаркет, Карл!
В Европе подобный дом отремонтировали бы и повесили на него деревянную вывеску «Питейный домъ» под дореволюционный стиль, написав в истории здания очередную главу. Да, это самые богатые жители Таллина зачем-то покупают квартиры в исторических постройках старого города, где они вынуждены ютиться в тесных улочках и не всегда пользоваться удобным санузлом. Но представить, что какой-то из этих домов может быть сожжен в угоду нового коттеджа господского, невозможно.
Александр Сазонов в своей книге предлагает действенные методы, чтобы памятники деревянного зодчества в Вологде перестали гореть. Они просто должны перестать гореть, и это первый шаг, который нужно сделать незамедлительно, так сказать, любимому городу от благодарных потомков.
А уж если в суете мирской у нас руки не доходят заняться туристическим обликом города, то не грешно и варягов для решения этого вопроса призвать. Скандинавы, итальянцы и прочие французы больше нас сведущи в вопросах этих: если сами не можем — давайте спросим у знающий людей!
Евгений Смирнов, 29.04.2020
Дом на Герцена, 44 еще есть в GoogleMaps…