СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ
В 19 веке в Вологодской губернии в семье крестьянина родился мальчик Саша. Раскатившиеся бревна чуть было не сделали его инвалидом детства. Но молитва отцов Соловецких и заложенный природой талант уготовили ему другой путь. Юноша стал художником. Ученик Репина и Куинджи, он к сорока с небольшим годам выставлялся в европейских столицах и за океаном, стал мировой знаменитостью: в 1908 году он, единственный из русских художников, был принят Президентом США Теодором Рузвельтом, один из немногих русских людей награжден орденом Бани, высшим орденом Британской империи, орденом Почетного легиона во Франции. П. М. Третьяков отвел его произведениям целый зал в своей галерее, «не глядя», закупил все его будущие этюды, но … вскоре умер.
Чтобы уж совсем заинтриговать некоторых читателей, скажу, что Александр Алексевич обосновал строительство железной дороги от Мурмана до Оби. В царское время осуществлению проекта помешала мировая война, в гражданскую
им заинтересовался В. И. Ленин. Если б Ильич и НЭП просуществовали подольше, идея, возможно, реализовалась бы не частично, как сейчас. А еще художник открыл санаторий, директором которого был до смерти в 1934 году… Если кто все-таки не понял, о ком речь, скажу, что в Норвегии орден св. Олафа ему вручал Фритьоф Нансен: исследователь Арктики — певцу Арктики, Александру Алексеевичу Борисову.
В Вологодской картинной галерее 15 ноября открылась выставка его картин из пяти музеев страны и фотовыставка, тоже наших земляков, которая рассказывает и о подводном мире Арктики. Поразил контраст между бело-голубой цветовой гаммой «верха», где из-за тороса вот-вот выйдет белый медведь, и цветной и мирной — подводного мира, где акванафт, как в аквариуме, кормит мидией рыбину; хотя мирная медуза может взять в плен и тюленя, а зубатка в фас страшна не меньше акулы. Выставка будет работать еще месяц. Но пост — не об этом.
В аннотациях к картинам на этой, и на аналогичных, «сборных», выставках читаю: «Из фондов Вологодского музея-заповедника». В экспозициях музея этих полотен обычно не вижу. Не логичнее было бы передать художественную часть коллекции музея галерее? В 1954 году и наш краеведческий и ведущие художественные музеи страны поделились с вновь открывшейся галереей своими богатствами. Не пора ли сделать такой подарок к предстоящему открытию нового просторного здания картинной галереи? Понятно, что Великий Устюг не поделится картинами А.Борисова, а Тотьма — картинами Ф.Вахрушова: там они в экспозиции, но вологодскому-то музею можно поделиться частью невидимых зрителю фондов?
На вернисаже пара человек меня поддержала. Значит, идея здравая? А идея, овладевшая массами, как сказал классик, становится материальной силой. Если согласны, прошу своими лайками и комментариями донести предложение до руководителя департамента культуры и туризма области В. А. Осиповского, в ведении которого находятся и музей и галерея.
P. S. Пардон, без иллюстраций: смартфон оставил в гардеробе, в пальто.