Здание железнодорожного вокзала в Вологде: к истории строительства и проблеме датировки. Часть 2
Косвенными свидетельствами того, что каменное здание вокзала было построено ранее 1902 года, являются еще несколько документов.
В Вологодской областной научной библиотеке хранится «Альбом чертежей типовых и исполнительных. Сооружение Петербурго-Вологодской железной дороги», в котором имеются планы всех зданий и сооружений линии. Среди них есть планы станций III класса (Череповец, Бабаево, Тихвин), а также вокзалов IV класса. Плана вокзала Вологды там нет.
На схеме «Типы расположения путей и зданий на станции Вологда-пассажирская» схематически изображено пассажирское здание «М-Я-Арханг. жд», то есть к моменту проектирования Санкт-Петербургско-Вологодской линии (1902 г) это здание уже существовало
Кроме того, в фондах РГИА есть проект расширения пассажирского здания на ст. Вологда, на котором стоит дата 25 февраля 1906 года. Можно сделать вывод, что здание к этому времени не только уже было построено, но и эксплуатировалось несколько лет.
Кстати, возможно именно расширение здания и стало одной из причин путаницы в датах: на достроенный вокзал могли выдать новый технический паспорт, где был указан год окончательного ввода его в эксплуатацию - 1907.

Обратимся к вопросу об авторе здания вокзала. Как известно, железнодорожные сооружения, в том числе и вокзалы, строились по типовым проектам. Вокзалы, водоёмные здания, депо, переездные будки и прочие постройки были выполнены в едином архитектурном стиле. Исключение составляли вокзалы в больших городах, которые строились по индивидуальным проектам.
Имена архитекторов крупнейших вокзалов известны. Что касается зданий вокзалов II, III и IV класса, то для них были разработаны типовые проекты и система их размещения относительно железной дороги. Мы полагаем, что проект вокзала Вологда был типовым проектом станции II класса, поскольку похожих зданий на железных дорогах Российской империи было немало.
Так, в Альбоме чертежей сооружений Российских железных дорог, составленном в 1872 году И. И. Волгуновым, мы можем найти чертежи зданий вокзалов разных железных дорог и найти между ними явное сходство – во внешнем виде и планировке.
Посередине здания обычно располагался вестибюль с главным входом, по бокам размещались залы ожидания I и II классов, служебные помещения, кассы и буфет. На планах фасада мы почти непременно видим либо надстройку в виде башни, либо ризолит с аттиком, где размещался флагшток (Часы и флаги были постоянным атрибутом всех российских вокзалов).
Практически все вокзалы спроектированы в стиле эклектики . Исключение представляют уже упоминавшиеся сооружения в стиле модерн Вологодско-Архангельской линии и построенные по тем же проектам ветки от Юрьева-Польского до станции Бельково и Ярославль – Рыбинск.

Что касается авторства, то мы можем с полной уверенностью утверждать только то, что архитектором здания не может быть Владимир Александрович Щуко (1878-1939) , как указывают некоторые источники. В 1896 году (когда было спроектировано каменное здание вокзала в Вологде), В. А. Щуко окончил Тамбовское реальное училище и поступил на Архитектурное отделение . Заказать проект вокзала «Общество Московско-Ярославской-Архангельской железной дороги» человеку без специального образования не могло. Кроме того, стиль зданий, построенных по проектам В. А. Щуко, ничем не напоминает вологодский вокзал.
Можно предположить, что здание спроектировал С. Тимохович, чья подпись стоит на некоторых листах проекта здания. Однако, скорее всего, это подпись инженера-механика Сергея Яковлевича Тимоховича (1853-1910) , который в 1873 году окончил Московский технический университет и занимался вопросами вентиляции, канализации и отопления зданий и сооружений (есть несколько книг его авторства, посвященных этим темам). Похоже, что его подпись на чертеже проекта свидетельствует о том, что он проектировал либо проверял и утверждал вентиляционные сети или печное отопление здания.

Вторая подпись неразборчива, однако на другом листе проекта мы можем прочитать фамилию – Виноградов - и должность – начальник технического отдела. В подтверждение этой точки зрения можно привести цитату из статьи Е. Щёболевой:
«В создании железной дороги инженер и архитектор были одинаково значимыми фигурами… Проекты гражданских зданий всех видов (вокзалов разного класса, паровозных депо, водоемных , путевых казарм, жилых домов, хозяйственных построек и т.п.) составлял архитектор или гражданский инженер, он же разрабатывал генеральные планы станций. На некоторых дорогах совместно работали архитектор и гражданский инженер – первый занимался пассажирскими и жилыми зданиями, второй – инженерно-техническими сооружениями.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать выводы:
- Каменное здание железнодорожного вокзала на станции Вологда-1 было построено в 1896-1897 гг, одновременно с постройкой Вологодско-Архангельской железной дороги.
2. Здание было построено по одному из типовых проектов.