Косвенными свидетельствами того, что каменное здание вокзала было построено ранее 1902 года, являются еще несколько документов.
В Вологодской областной научной библиотеке хранится «Альбом чертежей типовых и исполнительных. Сооружение Петербурго-Вологодской железной дороги»,[1] в котором имеются планы всех зданий и сооружений линии. Среди них есть планы станций III класса (Череповец, Бабаево, Тихвин), а также вокзалов IV класса. Плана вокзала Вологды там нет.
На схеме «Типы расположения путей и зданий на станции Вологда-пассажирская» [2]схематически изображено пассажирское здание «М-Я-Арханг. жд», то есть к моменту проектирования Санкт-Петербургско-Вологодской линии (1902 г) это здание уже существовало
Кроме того, в фондах РГИА есть проект расширения пассажирского здания на ст. Вологда, на котором стоит дата 25 февраля 1906 года. Можно сделать вывод, что здание к этому времени не только уже было построено, но и эксплуатировалось несколько лет[3].
Кстати, возможно именно расширение здания и стало одной из причин путаницы в датах: на достроенный вокзал могли выдать новый технический паспорт, где был указан год окончательного ввода его в эксплуатацию - 1907.
Обратимся к вопросу об авторе здания вокзала. Как известно, железнодорожные сооружения, в том числе и вокзалы, строились по типовым проектам. Вокзалы, водоёмные здания, депо, переездные будки и прочие постройки были выполнены в едином архитектурном стиле. Исключение составляли вокзалы в больших городах, которые строились по индивидуальным проектам[4].
Имена архитекторов крупнейших вокзалов известны. Что касается зданий вокзалов II, III и IV класса, то для них были разработаны типовые проекты и система их размещения относительно железной дороги. Мы полагаем, что проект вокзала Вологда был типовым проектом станции II класса, поскольку похожих зданий на железных дорогах Российской империи было немало.
Так, в Альбоме чертежей сооружений Российских железных дорог, составленном в 1872 году И. И. Волгуновым, мы можем найти чертежи зданий вокзалов разных железных дорог и найти между ними явное сходство – во внешнем виде и планировке[5].
Посередине здания обычно располагался вестибюль с главным входом, по бокам размещались залы ожидания I и II классов, служебные помещения, кассы и буфет. На планах фасада мы почти непременно видим либо надстройку в виде башни, либо ризолит с аттиком, где размещался флагшток (Часы и флаги были постоянным атрибутом всех российских вокзалов).
Практически все вокзалы спроектированы в стиле эклектики[6] . Исключение представляют уже упоминавшиеся сооружения в стиле модерн Вологодско-Архангельской линии и построенные по тем же проектам ветки от Юрьева-Польского до станции Бельково и Ярославль – Рыбинск.
Что касается авторства, то мы можем с полной уверенностью утверждать только то, что архитектором здания не может быть Владимир Александрович Щуко (1878-1939) , как указывают некоторые источники. В 1896 году (когда было спроектировано каменное здание вокзала в Вологде), В. А. Щуко окончил Тамбовское реальное училище и поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Заказать проект вокзала «Общество Московско-Ярославской-Архангельской железной дороги» человеку без специального образования не могло. Кроме того, стиль зданий, построенных по проектам В. А. Щуко, ничем не напоминает вологодский вокзал[7].
Можно предположить, что здание спроектировал С. Тимохович, чья подпись стоит на некоторых листах проекта здания. Однако, скорее всего, это подпись инженера-механика Сергея Яковлевича Тимоховича (1853-1910) , который в 1873 году окончил Московский технический университет и занимался вопросами вентиляции, канализации и отопления зданий и сооружений (есть несколько книг его авторства, посвященных этим темам). Похоже, что его подпись на чертеже проекта свидетельствует о том, что он проектировал либо проверял и утверждал вентиляционные сети или печное отопление здания[8].
Вторая подпись неразборчива, однако на другом листе проекта мы можем прочитать фамилию – Виноградов - и должность – начальник технического отдела. В подтверждение этой точки зрения можно привести цитату из статьи Е. Щёболевой:
«В создании железной дороги инженер и архитектор были одинаково значимыми фигурами… Проекты гражданских зданий всех видов (вокзалов разного класса, паровозных депо, водоемных и водоподъемных зданий, путевых казарм, жилых домов, хозяйственных построек и т.п.) составлял архитектор или гражданский инженер, он же разрабатывал генеральные планы станций. На некоторых дорогах совместно работали архитектор и гражданский инженер – первый занимался пассажирскими и жилыми зданиями, второй – инженерно-техническими сооружениями[9].
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать выводы:
- Каменное здание железнодорожного вокзала на станции Вологда-1 было построено в 1896-1897 гг, одновременно с постройкой Вологодско-Архангельской железной дороги.
2. Здание было построено по одному из типовых проектов.