Железнодорожный вокзал Вологды — достопримечательность города, его визитная карточка. Ежесуточно на вокзал прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов с четырех разных направлений. Казалось бы, об этом здании должно быть известно всё, и в первую очередь, когда и кем оно было построено. Однако ни архитектора здания, ни точной даты постройки вокзала в опубликованных материала нет: даже год строительства здания в различных исследованиях либо не указывается вовсе, либо указывается опосредованно, либо с ошибкой — 1907.
проект первого здания вокзала
Например, в книге В.Соколова «Вологда. История строительства и благоустройства города» мы читаем: «Строительство железной дороги Петербург — Вологда — Вятка было начато в 1901 году, закончено между Петербургом и Вологдой в 1906, между Вологдой и Вяткой — в 1907 году. Тогда же на станции Вологда-1, там, где замыкалась Желвунцовская улица, возвели новый каменный вокзал. От него стали отходить поезда на Москву, Петербург, Архангельск и Вятку» [1].
Большинство публикаций о железной дороге, изданных позднее, цитирует эту книгу или ссылаются на нее, в том числе самый доступный для массового читателя интернет-источник википедия: «Считается, что здание вокзала было предположительно построено в 1907 году по проекту петербургского архитектора В.А.Щуко и реконструировано в 1987—1988 годах, но скорее всего было построено при реконструкции линии около 1896 года» [2].
Казалось бы, точную дату постройки вокзала должен знать собственник здания — Северная дирекция железнодорожных вокзалов. Однако в техническом паспорте здания указан год строительства — 1907, а документов, указывающих на то, что вокзал был построен ранее, нет.
Тем не менее многие исследователи справедливо полагают, что вокзал был построен гораздо раньше — в 1896–1898 гг. Косвенное свидетельство мы находим в книге В. Н. Теребова «Сооружение Вологодско-Архангельской линии (1894-1897)»: в книге уже есть фотография каменного здания вокзала[3].
Этой же точки зрения придерживается и коллектив авторов книги «Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города». В книге фотография каменного здания вокзала снабжена следующим комментарием: «Одновременно с прокладкой железной дороги к Архангельску в Вологде строится новое, уже каменное здание вокзала».
Также опубликована рукописная подпись на обороте старой фотографии: «Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия»[4]
Здание первого вокзала на ул. Фроловской
Исследования по датировке вокзала мы встречаем и в Интернете. Например, в группе «Vologda Discovery» в 2012 году была развернута дискуссия[5], в ходе которой ее инициатор историк-краевед Андрей Меньшиков достаточно убедительно доказывал, что вокзал был построен в 1896–1897 гг. В качестве аргумента им была приведена публикация в «Вологодских губернских вестях» от 16 июня 1895 года. Заметка «Вологодско-Архангельская железная дорога» сообщает:
«На станции „Вологда“, взамен существующего деревянного пассажирского здания, будет возведён на новом месте, по продолжению Желвунцовской улицы, каменный вокзал гораздо больших размеров; теперешний же предназначается исключительно под товарную станцию» [6].
Также упоминает А. Меньшиков документ из архива ГАВО, из которого следует, что в августе 1897 года Вологодская городская управа дала разрешение на обустройство привокзальной площади и «замощение булыжником дороги от Фроловской улицы до Желвунцовской и далее до вновь устроенного железнодорожного вокзала»[7].
Эти косвенные свидетельства, бесспорно, говорят в пользу гипотезы о более старой датировке вокзала, но нам хотелось бы иметь более существенные доказательства и, наконец, закрыть вопрос о времени его строительства.
Железная дорога пришла в Вологду 20 июня 1872 года. Узкоколейную ветку «Ярославль — Вологда», протяженностью 196 верст, провели за два года. Первый железнодорожный вокзал в Вологде был построен на улице Фроловской (сейчас ул. Чехова): деревянное двухэтажное здание вместе с бывшей привокзальной площадью сохранилось до наших дней. Выбор места был обусловлен близостью к речной пристани и прямым сообщением с ней. «Вологодские губернские ведомости» в 1870 году писали:
«Место это находится на такой окраине города, которая ближе всех других местностей, удобных для постройки вокзала, подходит к той части реки Вологды, где пристают суда и пароходы…».[8]
Дойдя до Вологды, железная дорога остановилась в своём продвижении на 22 года. Но весной 1894 года строительство возобновилось, и узкоколейка стала продвигаться дальше на север — на Архангельск.
Строительством занялось «Общество Московско-Ярославской железной дороги», для которого Вологодско-Архангельская линия стала дальнейшим логичным продолжением колеи к Белому морю. 7 июня 1894 года было принято решение о строительстве Вологодско-Архангельской железной дороги. А уже 8 июля в Архангельск приехала первая партия инженеров для изыскания железнодорожной линии от Вологды до Архангельска. Линия была преимущественно грузовой и, по российским меркам, относилась к дорогам средней протяженности (596 верст).
Савва Мамонтов
Председатель Правления Общества Савва Мамонтов поручил проектирование зданий и сооружений на линии молодым архитекторам Иллариону Иванову-Шицу и Льву Кекушеву. Как пишет исследователь архитектуры вокзалов Северной железной дороги Е. Г. Щёболева, «все железнодорожные строения, размещённые вдоль линии железной дороги, были спроектированы в стиле модерн, и выстроены, в основном, из дерева — традиционного для этих мест строительного материала. Это была артистическая фантазия на темы крестьянской архитектуры Русского Севера. В асимметричных объемных композициях построек и укрупненных, несколько шаржированных деталях фасадного декора чувствовалось свойственное модерну стремление индивидуализировать и заострить образ»[9]. Некоторые из этих зданий сохранились до наших дней.
Вологодский вокзал явно выбивается из ансамбля сооружений, построенных по проектам Иванова-Шаца и Кекушева. Это каменное здание, построенное в стиле эклектики. Арочные окна, сгруппированные по 2 и по 3, выделенный трехосевым ризалитом центр основного корпуса со ступенчатым аттиком и флагштоком, профилированный и рустованный цоколь, — вокзал ничем не напоминает характерные постройки Вологодско-Архангельской линии.
Скорее всего, именно это обстоятельство послужило основанием для сомнений в датировке. Кроме того, снимка здания нет среди большого количества фотографий строительства железнодорожной ветки, которые по заказу правления дороги в 1895–1897 годах сделал фотограф, кстати, инженер путей сообщения, Павел Майер (фотографии хранятся в Вологодском государственном музее-заповеднике)[10].
Однако найденные нами документы свидетельствуют о том, что вокзал все же был спроектирован и построен одновременно со строительством этой ветки.
Причиной переноса железнодорожной станции и постройки здания вокзала на новом месте стало то, что станция Ярославско-Московской железной дороги вместе со зданием вокзала к тому времени располагалась уже в центре жилых кварталов. Об этом свидетельствует записка к «Проекту расположения путей и зданий на станции Вологда (II кл)»:
«Существующая станция Вологда, представляя оконечный пункт линии Волга — Вологда, врезывается тупиком в пределы города. Продолжение дороги по направлению существующей линии является невыполнимым, вследствие необходимости в таком случае сносить целые густо застроенные кварталы города. Новое направление линии, начинаясь не доходя пикета № 1903 существующей линии, отклоняется к югу и огибает город за его чертой. Согласно ходатайству города, пассажирское здание запроектировано около пикета № 10 новой линии, на пересечении двух устраиваемых городом улиц, а именно Желвунцовской и нового проезда от Пошехонской улицы. Существующая станция остается таким образом совершенно в стороне и, обладая в значительном количестве товарными складами и платформами, должна быть утилизирована, как специально товарная станция. К станции с восточной стороны примыкает вновь проектируемая пристанская ветвь к р. Вологде»[11].
Записка приложена к «Проекту расположения путей и зданий на станции Вологда», на котором схематически изображено новое здание вокзала[12].
Кроме того в «Расценочной ведомости на постройку Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороги» 1895 года[13] в главе VIII «Станционные постройки» значатся «пассажирские здания II класса на станциях Вологда и Архангельск, каменные по 90 саженей, общей стоимостью 45000 рублей». Ведомость представляет собой напечатанную таблицу, в которой красными чернилами внесены изменения: зачеркнуто «Архангельск», оставлено только «Вологда», изменены также размеры здания — 100 саженей и сумма — 25000 рублей.
В данной ведомости также значатся вокзалы III класса и IV класса — деревянные на каменных фундаментах. То есть первоначально планировалось построить два одинаковых каменных вокзала в начале и в конце железнодорожной ветки, но потом решили строить только вокзал на станции Вологда, что было обусловлено тем, что фактически конечной станцией ветки из-за отсутствия моста через Северную Двину стала станция Исакогорка. Станция Архангельск-пристань из-за затопляемости имела разборное пассажирское здание из деревянных щитов, а все помещения для служащих были построены в Исакогорке[14].
В архивной коллекции планов и чертежей по строительству железных дорог находится «Проект пассажирского здания на ст. Вологда» с пояснительной запиской[15]. На части листов проекта стоит штамп с датой 28 мая 1896 года и подписью С. Тимохович.
Все эти документы свидетельствуют о том, что каменное здание вокзала было спроектировано и заложено в смету при строительстве железной дороги «Вологда — Архангельск» в 1895–1896 годах.
В докладе министра путей сообщения М. Хилкова от 28 ноября 1897 года «Об открытии движения на Вологодско — Архангельской линии» указано: «…с 17 ноября производится перевозка пассажиров и грузов по всему протяжению Вологодско-Архангельской ж. д., длиной в 596 верст и установлено начало железнодорожного сообщения между Архангельском и прочими областями империи»[16]. Доклад утверждает, что Вологодско-Архангельская линия, в том числе ст. Вологда со всеми гражданскими постройками, введена в эксплуатацию 28 ноября 1897 года.
Здание первого вокзала в наши дни (ул.Чехова, 40)
Как нам кажется, данные документы однозначно свидетельствуют о том, что каменное здание вокзала было построено в 1896–1897 годах. Предположительно, вокзал был открыт 1 августа 1896 года, в тот день, когда был сдан в эксплуатацию первый участок Вологда — остановочный пункт Кубино протяженностью 85 вёрст. В газете «Вологодские губернские новости» было подробно описано это событие:
«В 2 часа на перроне вокзала было отслужено преосвященным Алексием господу богу молебствие с водосвятием, в присутствии господина начальника губернии действительного статского советника И. Я. Дунина-Борковского, многих должностных лиц, дам и массы публики. По окончании молебствия преосвященным были окроплены святою водою локомотив и вагоны первого отходящего поезда. Локомотив был прекрасно декорирован флагами и зеленью, спереди к нему был прикреплён образ Спасителя. В 3 часа поезд отошел при пении народного гимна и несмолкаемых криках ура присутствующих»[17].
Очевидно, что поезд отошел от перрона нового вокзала в конце Желвунцовской улицы, поскольку именно здесь была устроена станция строящейся дороги. А вот было ли к этому времени открыто здание или его достроили лишь через год — к открытию всей линии, этот вопрос пока остается открытым.
В пользу этого мнения может свидетельствовать подпись на обороте снимка, приведенного в книге «Вологда в минувшем тысячелетии»: «Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия»[18] — он явно сделан в летнее время, а не глубокой осенью, когда была официально открыта железная дорога. Впрочем, возможно, эта фотография относится к более позднему периоду — к приезду в Вологду 3 июля 1899 года Великого князя Владимира Александровича, который ехал мимо нашего города из Архангельска в Москву. Эта встреча была подробно описана в «Вологодских губернских ведомостях»[19].
Надпись на обороте фото:
Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия
На снимке заметно, что все люди смотрят в сторону севера — будто в ожидании поезда. Если же считать, что фотография была сделана в день открытия движения Вологда — Кубино, то мы, скорее всего, увидели бы на ней отправляющийся в сторону севера поезд. Так что вопрос с конкретной датой открытия вокзала остается открытым, но это точно не позднее 28 ноября 1897 года.
[1] Соколов, Василий Иванович. Вологда: История строительства и благоустройства города / [Путеводитель для туристов]. — Вологда: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977. — 159с., 8л.ил.
[2 ]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0_I
[3] Теребов, Владимир Никандрович. «Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Сооружение Вологодско-Архангельской линии (1894—1897)», издательство «Красный Октябрь», Саранск, 2003
[4] Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города / [А. В. Суворов и др.; редкол.: А. С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю. К. Некрасов, Р. П. Биланчук]. — 2-е изд. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 239, [1] с.: цв. ил., портр., карт.
[5] https://vk.com/topic-39003234_26481542
[6] Вологодские губернские ведомости, 1895 г. № 24
[7] ГАВО. Ф.475. Оп.1. Д. 378, Д. 380
[8]Вологодские губернские ведомости, 1870 г, № 46
[9] Е.Щёболева. Архитектурные ансамбли станций Северной железной дороги/Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII — ХХ вв. Вып. 7 / Отв. ред. Е. Г. Щёболева. М., 2005, С. 427-455. (1860 — 1910-е гг.)
[10] Собрание фотофонда ВГИАИХМЗ,
[11]РГИА, Ф.350, Оп. 41, Д. 1049
[12] РГИА, Ф.350, Оп. 41, Д. 1049
[13] РГИА, Ф. 350, Оп.41, Д. 989
[14] Петухова Н. М. Градостроительная роль железнодорожных вокзалов России и эволюция их архитектуры: 1830 — 1910-е годы, — диссертация, 2010, Санкт-Петербург
[15] РГИА, Ф. 350, Оп. 41, Д. 1094
[16] РГИА, Ф.444, Оп.30, Д. 6
[17] Вологодские губернские ведомости, 1896 г., № 31
[18] Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города / [А. В. Суворов и др.; редкол.: А. С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю. К. Некрасов, Р. П. Биланчук]. — 2-е изд. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 239, [1] с.: цв. ил., портр., карт.
[19]Вологодские губернские ведомости, 1899 г., № 141