Здание железнодорожного вокзала в Вологде: к истории строительства и проблеме датировки. Часть 1

29.08.2019 [Блогово]

Железнодорожный вокзал Вологды — достопримечательность города, его визитная карточка. Ежесуточно на вокзал прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов с четырех разных направлений. Казалось бы, об этом здании должно быть известно всё, и в первую очередь, когда и кем оно было построено. Однако ни архитектора здания, ни точной даты постройки вокзала в опубликованных материала нет: даже год строительства здания в различных исследованиях либо не указывается вовсе, либо указывается опосредованно, либо с ошибкой — 1907.


проект первого здания вокзала

Например, в книге В.Соколова «Вологда. История строительства и благоустройства города» мы читаем: «Строительство железной дороги Петербург — Вологда — Вятка было начато в 1901 году, закончено между Петербургом и Вологдой в 1906, между Вологдой и Вяткой — в 1907 году. Тогда же на станции Вологда-1, там, где замыкалась Желвунцовская улица, возвели новый каменный вокзал. От него стали отходить поезда на Москву, Петербург, Архангельск и Вятку» [1].

Большинство публикаций о железной дороге, изданных позднее, цитирует эту книгу или ссылаются на нее, в том числе самый доступный для массового читателя интернет-источник википедия: «Считается, что здание вокзала было предположительно построено в 1907 году по проекту петербургского архитектора В.А.Щуко и реконструировано в 19871988 годах, но скорее всего было построено при реконструкции линии около 1896 года» [2].

Казалось бы, точную дату постройки вокзала должен знать собственник здания — Северная дирекция железнодорожных вокзалов. Однако в техническом паспорте здания указан год строительства — 1907, а документов, указывающих на то, что вокзал был построен ранее, нет.

Тем не менее многие исследователи справедливо полагают, что вокзал был построен гораздо раньше — в 1896–1898 гг. Косвенное свидетельство мы находим в книге В. Н. Теребова «Сооружение Вологодско-Архангельской линии (1894-1897)»: в книге уже есть фотография каменного здания вокзала[3].

Этой же точки зрения придерживается и коллектив авторов книги «Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города». В книге фотография каменного здания вокзала снабжена следующим комментарием: «Одновременно с прокладкой железной дороги к Архангельску в Вологде строится новое, уже каменное здание вокзала».

Также опубликована рукописная подпись на обороте старой фотографии: «Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия»[4]


 

Здание первого вокзала на ул. Фроловской

Исследования по датировке вокзала мы встречаем и в Интернете. Например, в группе «Vologda Discovery» в 2012 году была развернута дискуссия[5], в ходе которой ее инициатор историк-краевед Андрей Меньшиков достаточно убедительно доказывал, что вокзал был построен в 1896–1897 гг. В качестве аргумента им была приведена публикация в «Вологодских губернских вестях» от 16 июня 1895 года. Заметка «Вологодско-Архангельская железная дорога» сообщает:

«На станции „Вологда“, взамен существующего деревянного пассажирского здания, будет возведён на новом месте, по продолжению Желвунцовской улицы, каменный вокзал гораздо больших размеров; теперешний же предназначается исключительно под товарную станцию» [6].

Также упоминает А. Меньшиков документ из архива ГАВО, из которого следует, что в августе 1897 года Вологодская городская управа дала разрешение на обустройство привокзальной площади и «замощение булыжником дороги от Фроловской улицы до Желвунцовской и далее до вновь устроенного железнодорожного вокзала»[7].

Эти косвенные свидетельства, бесспорно, говорят в пользу гипотезы о более старой датировке вокзала, но нам хотелось бы иметь более существенные доказательства и, наконец, закрыть вопрос о времени его строительства.

Железная дорога пришла в Вологду 20 июня 1872 года. Узкоколейную ветку «Ярославль — Вологда», протяженностью 196 верст, провели за два года. Первый железнодорожный вокзал в Вологде был построен на улице Фроловской (сейчас ул. Чехова): деревянное двухэтажное здание вместе с бывшей привокзальной площадью сохранилось до наших дней. Выбор места был обусловлен близостью к речной пристани и прямым сообщением с ней. «Вологодские губернские ведомости» в 1870 году писали:

«Место это находится на такой окраине города, которая ближе всех других местностей, удобных для постройки вокзала, подходит к той части реки Вологды, где пристают суда и пароходы…».[8]

Дойдя до Вологды, железная дорога остановилась в своём продвижении на 22 года. Но весной 1894 года строительство возобновилось, и узкоколейка стала продвигаться дальше на север — на Архангельск.

Строительством занялось «Общество Московско-Ярославской железной дороги», для которого Вологодско-Архангельская линия стала дальнейшим логичным продолжением колеи к Белому морю. 7 июня 1894 года было принято решение о строительстве Вологодско-Архангельской железной дороги. А уже 8 июля в Архангельск приехала первая партия инженеров для изыскания железнодорожной линии от Вологды до Архангельска. Линия была преимущест­венно грузовой и, по российским меркам, относилась к дорогам средней про­тяженности (596 верст).


Савва Мамонтов

Председатель Правления Общества Савва Мамонтов поручил проектирование зданий и сооружений на линии молодым архитекторам Иллариону Иванову-Шицу и Льву Кекушеву. Как пишет исследователь архитектуры вокзалов Северной железной дороги Е. Г. Щёболева, «все железнодорожные строения, размещённые вдоль линии железной дороги, были спроектированы в стиле модерн, и выстроены, в основном, из дерева — традиционного для этих мест строительного материала. Это была артистиче­ская фантазия на темы крестьянской архитектуры Русского Севера. В асим­метричных объемных композициях построек и укрупненных, несколько шаржированных деталях фасадного декора чувствовалось свойственное мо­дерну стремление индивидуализировать и заострить образ»[9]. Некоторые из этих зданий сохранились до наших дней.

Вологодский вокзал явно выбивается из ансамбля сооружений, построенных по проектам Иванова-Шаца и Кекушева. Это каменное здание, построенное в стиле эклектики. Арочные окна, сгруппированные по 2 и по 3, выделенный трехосевым ризалитом центр основного корпуса со ступенчатым аттиком и флагштоком, профилированный и рустованный цоколь, — вокзал ничем не напоминает характерные постройки Вологодско-Архангельской линии.

Скорее всего, именно это обстоятельство послужило основанием для сомнений в датировке. Кроме того, снимка здания нет среди большого количества фотографий строительства железнодорожной ветки, которые по заказу правления дороги в 1895–1897 годах сделал фотограф, кстати, инженер путей сообщения, Павел Майер (фотографии хранятся в Вологодском государственном музее-заповеднике)[10].

Однако найденные нами документы свидетельствуют о том, что вокзал все же был спроектирован и построен одновременно со строительством этой ветки.

Причиной переноса железнодорожной станции и постройки здания вокзала на новом месте стало то, что станция Ярославско-Московской железной дороги вместе со зданием вокзала к тому времени располагалась уже в центре жилых кварталов. Об этом свидетельствует записка к «Проекту расположения путей и зданий на станции Вологда (II кл)»:

«Существующая станция Вологда, представляя оконечный пункт линии Волга — Вологда, врезывается тупиком в пределы города. Продолжение дороги по направлению существующей линии является невыполнимым, вследствие необходимости в таком случае сносить целые густо застроенные кварталы города. Новое направление линии, начинаясь не доходя пикета № 1903 существующей линии, отклоняется к югу и огибает город за его чертой. Согласно ходатайству города, пассажирское здание запроектировано около пикета № 10 новой линии, на пересечении двух устраиваемых городом улиц, а именно Желвунцовской и нового проезда от Пошехонской улицы. Существующая станция остается таким образом совершенно в стороне и, обладая в значительном количестве товарными складами и платформами, должна быть утилизирована, как специально товарная станция. К станции с восточной стороны примыкает вновь проектируемая пристанская ветвь к р. Вологде»[11].

Записка приложена к «Проекту расположения путей и зданий на станции Вологда», на котором схематически изображено новое здание вокзала[12].

Кроме того в «Расценочной ведомости на постройку Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороги» 1895 года[13] в главе VIII «Станционные постройки» значатся «пассажирские здания II класса на станциях Вологда и Архангельск, каменные по 90 саженей, общей стоимостью 45000 рублей». Ведомость представляет собой напечатанную таблицу, в которой красными чернилами внесены изменения: зачеркнуто «Архангельск», оставлено только «Вологда», изменены также размеры здания — 100 саженей и сумма — 25000 рублей.

В данной ведомости также значатся вокзалы III класса и IV класса — деревянные на каменных фундаментах. То есть первоначально планировалось построить два одинаковых каменных вокзала в начале и в конце железнодорожной ветки, но потом решили строить только вокзал на станции Вологда, что было обусловлено тем, что фактически конечной станцией ветки из-за отсутствия моста через Северную Двину стала станция Исакогорка. Станция Архангельск-пристань из-за затопляемости имела разборное пассажирское здание из деревянных щитов, а все помещения для служащих были построены в Исакогорке[14].

В архивной коллекции планов и чертежей по строительству железных дорог находится «Проект пассажирского здания на ст. Вологда» с пояснительной запиской[15]. На части листов проекта стоит штамп с датой 28 мая 1896 года и подписью С. Тимохович.

Все эти документы свидетельствуют о том, что каменное здание вокзала было спроектировано и заложено в смету при строительстве железной дороги «Вологда — Архангельск» в 1895–1896 годах.

В докладе министра путей сообщения М. Хилкова от 28 ноября 1897 года «Об открытии движения на Вологодско — Архангельской линии» указано: «…с 17 ноября производится перевозка пассажиров и грузов по всему протяжению Вологодско-Архангельской ж. д., длиной в 596 верст и установлено начало железнодорожного сообщения между Архангельском и прочими областями империи»[16]. Доклад утверждает, что Вологодско-Архангельская линия, в том числе ст. Вологда со всеми гражданскими постройками, введена в эксплуатацию 28 ноября 1897 года.


Здание первого вокзала в наши дни (ул.Чехова, 40)

Как нам кажется, данные документы однозначно свидетельствуют о том, что каменное здание вокзала было построено в 1896–1897 годах. Предположительно, вокзал был открыт 1 августа 1896 года, в тот день, когда был сдан в эксплуатацию первый участок Вологда — остановочный пункт Кубино протяженностью 85 вёрст. В газете «Вологодские губернские новости» было подробно описано это событие:

«В 2 часа на перроне вокзала было отслужено преосвященным Алексием господу богу молебствие с водосвятием, в присутствии господина начальника губернии действительного статского советника И. Я. Дунина-Борковского, многих должностных лиц, дам и массы публики. По окончании молебствия преосвященным были окроплены святою водою локомотив и вагоны первого отходящего поезда. Локомотив был прекрасно декорирован флагами и зеленью, спереди к нему был прикреплён образ Спасителя. В 3 часа поезд отошел при пении народного гимна и несмолкаемых криках ура присутствующих»[17].

Очевидно, что поезд отошел от перрона нового вокзала в конце Желвунцовской улицы, поскольку именно здесь была устроена станция строящейся дороги. А вот было ли к этому времени открыто здание или его достроили лишь через год — к открытию всей линии, этот вопрос пока остается открытым.

В пользу этого мнения может свидетельствовать подпись на обороте снимка, приведенного в книге «Вологда в минувшем тысячелетии»: «Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия»[18] — он явно сделан в летнее время, а не глубокой осенью, когда была официально открыта железная дорога. Впрочем, возможно, эта фотография относится к более позднему периоду — к приезду в Вологду 3 июля 1899 года Великого князя Владимира Александровича, который ехал мимо нашего города из Архангельска в Москву. Эта встреча была подробно описана в «Вологодских губернских ведомостях»[19].


Надпись на обороте фото: 
Пассажирская станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в день открытия

На снимке заметно, что все люди смотрят в сторону севера — будто в ожидании поезда. Если же считать, что фотография была сделана в день открытия движения Вологда — Кубино, то мы, скорее всего, увидели бы на ней отправляющийся в сторону севера поезд. Так что вопрос с конкретной датой открытия вокзала остается открытым, но это точно не позднее 28 ноября 1897 года.

[1] Соколов, Василий Иванович. Вологда: История строительства и благоустройства города / [Путеводитель для туристов]. — Вологда: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977. — 159с., 8л.ил. 
[2 ]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0_I 
[3] Теребов, Владимир Никандрович. «Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Сооружение Вологодско-Архангельской линии (1894—1897)», издательство «Красный Октябрь», Саранск, 2003 
[4] Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города / [А. В. Суворов и др.; редкол.: А. С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю. К. Некрасов, Р. П. Биланчук]. — 2-е изд. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 239, [1] с.: цв. ил., портр., карт. 
[5] https://vk.com/topic-39003234_26481542 
[6] Вологодские губернские ведомости, 1895 г. № 24 
[7] ГАВО. Ф.475. Оп.1. Д. 378, Д. 380 
[8]Вологодские губернские ведомости, 1870 г, № 46 
[9] Е.Щёболева. Архитектурные ансамбли станций Северной железной дороги/Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII — ХХ вв. Вып. 7 / Отв. ред. Е. Г. Щёболева. М., 2005, С. 427-455. (1860 — 1910-е гг.) 
[10] Собрание фотофонда ВГИАИХМЗ, 
[11]РГИА, Ф.350, Оп. 41, Д. 1049 
[12] РГИА, Ф.350, Оп. 41, Д. 1049 
[13] РГИА, Ф. 350, Оп.41, Д. 989 
[14] Петухова Н. М. Градостроительная роль железнодорожных вокзалов России и эволюция их архитектуры: 1830 — 1910-е годы, — диссертация, 2010, Санкт-Петербург 
[15] РГИА, Ф. 350, Оп. 41, Д. 1094 
[16] РГИА, Ф.444, Оп.30, Д. 6 
[17] Вологодские губернские ведомости, 1896 г., № 31 
[18] Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города / [А. В. Суворов и др.; редкол.: А. С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю. К. Некрасов, Р. П. Биланчук]. — 2-е изд. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 239, [1] с.: цв. ил., портр., карт. 
[19]Вологодские губернские ведомости, 1899 г., № 141

Ещё блоги

Тут проживает 64-летняя пенсионерка. Соизвольте убрать снег

Автор: Подслушано - Грязовец

В Грязовце коммунальщики засыпали снегом вход в жилой дом

118
0

Активистка проекта «Гражданин35» Любовь Крыкса привезла к зданию Администрации «грузовик грязного снега»

Автор: ГРАЖДАНИН35 Проект развития территорий

... с незаконного снежного полигона на ул. Ягодной. Власти города третий год закрывают глаза на эту проблему и делают вид, что ничего не происходит.
Да, пока это только игрушечный грузовик, но терпение местных жителей уже на пределе и они готовы перейти от игрушек к реальным действиям

124
0

Вот примерно так коммунальные службы делают вид, что убирают снег

Автор: Лариса Якимова

В 5:00 утра трактором спихнули снег на парковку, к объекту культурного наследия. Видео такой уборки прикрепляю, а также фото с камер: было-стало

117
0

«Всё прорвало, трубы замёрзли, всё течёт в сторону реки». Авария на Ленинградской, 2А

Автор: Сергей Городишенин

«Дело в том, что в центре города (историческая часть) в доме заморозили трубу. Уже как неделю, как у жильцов дома 2А по улице Ленинградской нет воды. Воду подвозили тогда, когда и дома никого не было, один раз всего и то в самом начале. Ближайшая колонка у памятника 800-летия»

122
0

27 см снега — такой итог прошедшего снегопада

Автор: Сергей Воропанов

Последствия, несмотря на круглосуточно работу подрядчика, ещё не устранены. Помимо комбинированных дорожных машин (КДМ) задействованы грейдеры. Двигаются они медленнее, чем бригада КДМ, но вычищают качественнее

104
0

После первой дозы вакцины двое суток у меня был «ушиб всей бабки». Это очень ёмкое и точное описание

Автор: Елена Петряева

Болели сразу все мышцы и какие-то внутренности то тут, то там. Каждый раз думала: «Да что ж у меня там такое-то?!». Повышенная чувствительность: глаз к свету, зубов к пище, кожи ко всему

308
0

Пожар. Герои. Снег. Героиня этого поста не соглашалась на публикацию

Автор: Марина Репина

Скромность и нежелание быть на виду: её семье уже многое пришлось пережить и претерпеть от злых языков после противостояний Сквера и гибели её мужа, Пахолкова Сергея. Но мы смогли её убедить, что историю спасения жильцов второго подъезда дома 34 на Ярославской мы должны рассказать

330
0

Подробности исчезновения Клима и советы родителям

Автор: Виталий Козлов

1. Никогда не думайте, что ваш ребенок такого не сделает! Мы тоже так до прошлой пятницы думали.  2. Не пренебрегайте возможностями, которые предоставляет технический прогресс. Есть возможность купить часы с GPS трекером, купите. 3. Учите вместе с ребенком не только домашний адрес, но и адреса ближайших родственников

554
0

Магистраль, ау

Автор: Аноним

Работаю в такси. Из снегоуборочной техники видел только трактора на тротуарах. Хоть за это спасибо

380
0

Бизнес-секреты: братья Бухманы, основатели Playrix

Автор: Бизнес-секреты

В этот раз в гостях у Олега Тинькова основатели игровой компании Playrix. Они разрабатывают мобильные игры: Homescapes, Township, Fishdom, Gardenscapes.
Видео

562
0
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика