Фотограф на набережной: река Вологда за сто лет

[Блогово]


 

На замечательном сайте «Pastvu.com» можно найти многочисленные старые фотографии, которыми мы, экскурсоводы и историки, любим пользоваться. Но кроме того, у этих фотографий есть важная особенность — они привязаны ко времени и месту. Это позволяет провести кое-какую аналитику не сходя, что называется, с места. Три тысячи фотографий, отражающих город в двадцатом веке — это, согласитесь, серьезная база для статистики.

Надеемся, нижеприводимые наблюдения будут полезны при разработке концепции, каким быть набережным Вологды.

Ценность фотографий на Паству состоит в том, что они наглядно показывают, как привлекательность того или иного места в городе отражается на количестве фотографий, которые в нем или с него делаются. Банально подсчитав и проанализировав эти фотографии, можно сказать, где любили или любят останавливаться фотографы, когда они это делали с большей охотой, а когда — с меньшей. Проанализируем же фотографии, сделанные за последние сто с небольшим лет, на которых есть река Вологда.

Итак, входящая в историческую часть города река Вологда начинает свой путь. Первый свой отрезок она проходит от района начала набережной 6 армии (примерно от Горбачевского кладбища до церкви Сретения). На этом отрезке на сайте локализованы десять (!) снимков реки (и с кораблями, и просто пейзажных) — и все они сделаны до 1917 года. Более поздних снимков до траверза Ленивой площадки только три — да и те сделаны не позднее начала 1970-х гг. Еще более поздних нет вовсе! Учитывая доступность фототехники и другие факторы, мы видим катастрофическое выпадение этого района из поля зрения «активного» горожанина и туриста. Почему? Всем вологжанам это понятно — здесь выбиты три четверти старых церквей, заросли берега, и хотя тут еще остались остатки двух церквей, Скулябинская богадельня и еще пара интересных домов, берега вроде как не в бетоне, ходить их смотреть все это некому и незачем: это тупик.

Вид на Георгиевские церкви на Наволоке. Обратим внимание: справа только снимки с синими стрелочками (самые старые).
Как мало фотографов побывало здесь с 1900-х годов! И это неудивительно — такой реки и такой красоты тут давно уже нет.

Следующий отрезок — на правом берегу район от Ленивой площадки до лодочной и паромной пристани, а на левом — примерно до городского дома культуры 1950-х годов. Центром его является Сретенская церковь — чрезвычайно важный для городской панорамы храм. Давайте посмотрим, как часто этим местом интересовались фотографы. До революции — неожиданно не часто. Всего три фотографии (из четырех с рекой на этом участке) и почти все сделаны в половодье, с большой воды. Только одна сделана в летний межень, и она, вот любопытно, игнорирует Сретенскую церковь, фотографируя просто красивую речную излучину на левом берегу. В советское же время снимков отсюда много. Не менее десятка — с Ленивой площадки, еще около того — из района начала улицы Бурмагиных до начала Кремлевского парка. Но они — только от конца 1960-х и позже. Что же на них? На более старых (их немного) — пляж, на более поздних — «романтическая обшарпанность». Не стоит смеяться. Эта самая «провинциальная романтическая обшарпанность» — бренд Вологды, на который очень часто едут туристы, так что и бабы на плотах, полощущие белье на фоне Сретения и Софии, и легкая запущенность и кустики на заливном лугу у Сретения (были бы козы-коровы, фотографировали бы и их) — это вот образ данной территории. Почему же его так мало ценили до революции? А очень просто. Потому что тогда на этой территории не было запущенности. Лужок у Сретенской церкви был используем летом как склад дров и лесоматериалов, а место было буднично-оживленным — переправа на лодочках и плотах не добавляла реке эстетики. И церковь Сретения мало замечали. Ее слава как самого фотографичного места Вологда сформировалась случайно — и недавно, и как раз вопреки попыткам благоустройства. Именно потому, что благоустройство сюда долго не доходило, это место так полюбили фотографы.

Вид на Сретенскую церковь и Софийский собор. Посмотрите, как много светло серо-зеленых и зеленых стрелочек — фотографий 1960-1990-х годов.
Это «золотое время» для этого места, когда оно стало «магнитом» для фотографов. Оно им и было до 2018 года.

Сравним с территорией напротив Софийского собора. На первый взгляд, системы нет. Здесь масса фотографий всех периодов, развернутых во все стороны. И это естественно, ведь это сердце Вологды, куда приходят и приходили все. Что же можно сказать о реке?

До революции, как мы заметим по фотографиям, берега Вологды здесь в летний межень густо завалены бревнами и дровами, заставлены барками и пароходными пристанями. Их настолько много, что фотографий реки почти и нет — только зимние или в высокую весеннюю воду (буквально по паре). Видов реки с храмами очень мало! Есть фотографии жизни на реке — но тоже совсем немного, ведь требуется опытный глаз, чтобы увидеть и запечатлеть романтику будничной жизни горожанина. Из порядка двух десятков дореволюционных фотографий с этой площадки (фотографировали здесь охотно Софию и ее окружение), две трети приходятся на снимки зданий, и только треть — на реку.

Зато, когда река перестала в этом месте быть рабочей рекой, количество ее снимков возросло. Подсчитать все затруднительно. Но желающим проверить мои выводы я рекомендую сделать простое действие: увеличить на карте ту зону, где показана колокольня Софийского собора. Итак. Из пяти дореволюционных снимков с колокольни собора лишь один (!) прямо берет реку (и в половодье, пустую!), а остальные четыре — город. Из прочих ракурс в сторону реки явно преобладает в поздних (1970-1980-х) фотографиях над более ранними. Вывод очевиден — чем более зеленым, живописно-обшарпанным, становилось Заречье, тем оно больше привлекало фотографов.

Здесь собраны фотографии с софийской колокольни. Отметим явное преобладание зеленых стрелочек (самых новых фотографий), обращенных в Заречье.
А вот синие (дореволюционные) виды в основном обращены в другую сторону.
На этом снимке Заречье снято без Сретенской церкви (!) — в ту пору она была совсем не «первой скрипкой» в ансамбле заречных храмов Вологды.

Дальше Октябрьский мост. Он резко различается по цвету на карте на данном сайте. Его и с него азартно и много фотографировали в 1930-1950-х и очень мало — потом. Это мягко сказано — мало. Густо-зеленых стрелочек с ракурсами 1980-1990-х с этого места нет вовсе. Что означает очень простую вещь — мост стал автомобильным, и пешеходов, а, значит, и фотографов с него просто «сдуло». Как известно, пешеходной дорожки вокруг него нет и сейчас, а потому и виды с него редки, случайны и, как правило, не относятся к числу художественных.

Октябрьский мост. Обратим внимание на обилие малиновых, коричневых и серо-зеленых стрелочек (снимков 1930-1960-х годов) — это время, когда мост был центром общественной жизни Вологды.
Теперь он им не является. Да и в 1980-1990-е уже не являлся — поздних фотографий отсюда совсем немного.

Участок реки между мостами, в районе церкви Дмитрия Прилуцкого и устья Золотухи, интересовал фотографов всегда. Но очень по-разному. Видим изобилие фотографий реки, сделанных до 1917 года. В общем объеме фотографий реки до 1917 года, на этот участок приходится от трети до половины — это примерно два десятка снимков. Довольно много снимков и 1930-1960-х. Здесь был вологодский центр власти, и долго, по инерции — один из благоустроенных участков города. А вот снимков реки 1980-1990-х здесь практически нет, едва три-четыре (1930-1960-х — не менее трех десятков), и все — с противоположного берега на церковь святого Димитрия. Река вообще перестает интересовать фотографов — и это продолжается по сей день. Почему? Можно рассуждать, но оставим это пока без ответа. Не знаю. Кстати, любопытно, не потому ли так спокойно отнеслись горожане к первому этапу благоустройства на этом участке? Здесь давно люди не смотрят на реку, поэтому то, что у нее появились бетонные берега, сразу «не заметили».

Красный мост имеет, как известно, славу «молодежного» моста с «красным пляжем» — но это совсем недавняя история, не отраженная на фотографиях, сделанных до 2000-х годов. Зато на ретроснимках видно, что он был интересен, во-первых, фотографам до революции (снимков около десятка, и разных — тут и ледоход, и пароходы, и просто мост с людьми), а затем он был интересен особенно в 1960-1970-х. По двум причинам — сначала он успел побыть «романтически обшарпанным» деревянным, а затем — свежепостроенным бетонным (это тоже привлекло фотографов-любителей, все-таки инженерная конструкция его была тогда еще в новинку). Много снимков с людьми. Пешеходный статус моста всегда способствовал фотографированию на его фоне той самой «будничной» жизни города, которую почему-то любили запечатлевать именно на фоне деревянных или уже металлических его перил. Увы, в 1990-2000-х мост вообще перестали фотографировать, а нынешние попытки превратить его в новую пешеходную зону, оказались пока слишком слабыми.

Вид с Красного моста. Как видим, фотографам это место нравилось очень избирательно и не всегда.
Большая часть снимков сделаны или до революции, или в 1960-1970-х годах.

И последний участок — до моста 800-летия. Тут не требуется особой аналитической способности, чтобы увидеть, как катастрофически резко падает объем фотографий Вологды, сделанных ниже Красного моста. Их просто мало. Резко меняется и время их создания. Половина их приходится на дореволюционные (ситуация точно такая, как с верхним течением реки у Верхнего Дола и Наволока), а другая половина… на 1980-1990-е. Почему же? Очень просто. Некоторое время, примерно лет двадцать, тут существовал абсолютный деревянный заповедник в виде Пречистенской набережной, как магнит притягивавший к себе фотографов. Тут стояли лучшие вологодские деревянные дома «со штурвалами». А сама набережная была, хоть и не очень с панорамами на реку, зато с уютными уголками старого города.

Церковь Андрея Первозванного. Церковь и сейчас выглядит так же, а вот город и река вокруг сильно изменились — и не в лучшую сторону.

Увы. Вот именно что была.

Пожалуй, хватит. И так видно, что простой анализ ретроснимков позволяет многое сказать о городе, о том, как его видят горожане и туристы. Самые основные выводы напрашиваются, мне кажется, сами собой.

1.Дореволюционные снимки набережной отличаются редкой широтой, и охватывают все пространство реки от Прилук до Новинок. Река везде открывала фотографам свои красоты. Красоты эти не всегда были всесезонные, и, конечно, общественный центр в районе Красного моста попадал в объективы чаще. Но в целом, вся река равномерно запечатлена на фотографиях 1890-1910-х годов

2.В советское время город полностью потерял (или выключил) из своей туристической и прогулочной пешеходной зоны участки реки выше церкви Сретения и ниже Красного моста. И это случилось очень давно, как минимум уже в 1960-е годы, если не раньше. Вернуть эти пространства горожанам — задача вполне реальная. Но для этого нужны два небольших пешеходных моста — один выше центре примерно в районе створа улицы Гоголя и другой ниже — примерно в районе храма Андрея Первозванного, потому что мост 800-летия к пешим прогулкам по нему, мягко говоря, не располагает.

3.Набережная у Сретенской церкви стала фотографической точкой начала в этом качестве «работать на город» только когда перестала быть благоустроенной. Это парадокс, но это — так. Тоже касается и набережной у церкви Жен Мироносиц.

4.Район между мостами в 1980-х годах явно живым уже не был, а набережная, судя по отсутствию фотографий, не очень привлекала горожан и туристов. Вопрос оживления этого места вновь и появления здесь центра городской жизни — стоит остро и должен быть предметом обсуждения горожан и туристов. Бетонные берега этому, во всяком случае никак не способствуют.

Вот такие выводы. Если к этим наблюдениям можете добавить свои, это будет только замечательно.


Автор Павел Иванов