На замечательном сайте «Pastvu.com» можно найти многочисленные старые фотографии, которыми мы, экскурсоводы и историки, любим пользоваться. Но кроме того, у этих фотографий есть важная особенность — они привязаны ко времени и месту. Это позволяет провести кое-какую аналитику не сходя, что называется, с места. Три тысячи фотографий, отражающих город в двадцатом веке — это, согласитесь, серьезная база для статистики.
Надеемся, нижеприводимые наблюдения будут полезны при разработке концепции, каким быть набережным Вологды.
Ценность фотографий на Паству состоит в том, что они наглядно показывают, как привлекательность того или иного места в городе отражается на количестве фотографий, которые в нем или с него делаются. Банально подсчитав и проанализировав эти фотографии, можно сказать, где любили или любят останавливаться фотографы, когда они это делали с большей охотой, а когда — с меньшей. Проанализируем же фотографии, сделанные за последние сто с небольшим лет, на которых есть река Вологда.
Итак, входящая в историческую часть города река Вологда начинает свой путь. Первый свой отрезок она проходит от района начала набережной 6 армии (примерно от Горбачевского кладбища до церкви Сретения). На этом отрезке на сайте локализованы десять (!) снимков реки (и с кораблями, и просто пейзажных) — и все они сделаны до 1917 года. Более поздних снимков до траверза Ленивой площадки только три — да и те сделаны не позднее начала 1970-х гг. Еще более поздних нет вовсе! Учитывая доступность фототехники и другие факторы, мы видим катастрофическое выпадение этого района из поля зрения «активного» горожанина и туриста. Почему? Всем вологжанам это понятно — здесь выбиты три четверти старых церквей, заросли берега, и хотя тут еще остались остатки двух церквей, Скулябинская богадельня и еще пара интересных домов, берега вроде как не в бетоне, ходить их смотреть все это некому и незачем: это тупик.
Как мало фотографов побывало здесь с 1900-х годов! И это неудивительно — такой реки и такой красоты тут давно уже нет.
Следующий отрезок — на правом берегу район от Ленивой площадки до лодочной и паромной пристани, а на левом — примерно до городского дома культуры 1950-х годов. Центром его является Сретенская церковь — чрезвычайно важный для городской панорамы храм. Давайте посмотрим, как часто этим местом интересовались фотографы. До революции — неожиданно не часто. Всего три фотографии (из четырех с рекой на этом участке) и почти все сделаны в половодье, с большой воды. Только одна сделана в летний межень, и она, вот любопытно, игнорирует Сретенскую церковь, фотографируя просто красивую речную излучину на левом берегу. В советское же время снимков отсюда много. Не менее десятка — с Ленивой площадки, еще около того — из района начала улицы Бурмагиных до начала Кремлевского парка. Но они — только от конца 1960-х и позже. Что же на них? На более старых (их немного) — пляж, на более поздних — «романтическая обшарпанность». Не стоит смеяться. Эта самая «провинциальная романтическая обшарпанность» — бренд Вологды, на который очень часто едут туристы, так что и бабы на плотах, полощущие белье на фоне Сретения и Софии, и легкая запущенность и кустики на заливном лугу у Сретения (были бы козы-коровы, фотографировали бы и их) — это вот образ данной территории. Почему же его так мало ценили до революции? А очень просто. Потому что тогда на этой территории не было запущенности. Лужок у Сретенской церкви был используем летом как склад дров и лесоматериалов, а место было буднично-оживленным — переправа на лодочках и плотах не добавляла реке эстетики. И церковь Сретения мало замечали. Ее слава как самого фотографичного места Вологда сформировалась случайно — и недавно, и как раз вопреки попыткам благоустройства. Именно потому, что благоустройство сюда долго не доходило, это место так полюбили фотографы.
Это «золотое время» для этого места, когда оно стало «магнитом» для фотографов. Оно им и было до 2018 года.
Сравним с территорией напротив Софийского собора. На первый взгляд, системы нет. Здесь масса фотографий всех периодов, развернутых во все стороны. И это естественно, ведь это сердце Вологды, куда приходят и приходили все. Что же можно сказать о реке?
До революции, как мы заметим по фотографиям, берега Вологды здесь в летний межень густо завалены бревнами и дровами, заставлены барками и пароходными пристанями. Их настолько много, что фотографий реки почти и нет — только зимние или в высокую весеннюю воду (буквально по паре). Видов реки с храмами очень мало! Есть фотографии жизни на реке — но тоже совсем немного, ведь требуется опытный глаз, чтобы увидеть и запечатлеть романтику будничной жизни горожанина. Из порядка двух десятков дореволюционных фотографий с этой площадки (фотографировали здесь охотно Софию и ее окружение), две трети приходятся на снимки зданий, и только треть — на реку.
Зато, когда река перестала в этом месте быть рабочей рекой, количество ее снимков возросло. Подсчитать все затруднительно. Но желающим проверить мои выводы я рекомендую сделать простое действие: увеличить на карте ту зону, где показана колокольня Софийского собора. Итак. Из пяти дореволюционных снимков с колокольни собора лишь один (!) прямо берет реку (и в половодье, пустую!), а остальные четыре — город. Из прочих ракурс в сторону реки явно преобладает в поздних (1970-1980-х) фотографиях над более ранними. Вывод очевиден — чем более зеленым, живописно-обшарпанным, становилось Заречье, тем оно больше привлекало фотографов.
А вот синие (дореволюционные) виды в основном обращены в другую сторону.
На этом снимке Заречье снято без Сретенской церкви (!) — в ту пору она была совсем не «первой скрипкой» в ансамбле заречных храмов Вологды.
Дальше Октябрьский мост. Он резко различается по цвету на карте на данном сайте. Его и с него азартно и много фотографировали в 1930-1950-х и очень мало — потом. Это мягко сказано — мало. Густо-зеленых стрелочек с ракурсами 1980-1990-х с этого места нет вовсе. Что означает очень простую вещь — мост стал автомобильным, и пешеходов, а, значит, и фотографов с него просто «сдуло». Как известно, пешеходной дорожки вокруг него нет и сейчас, а потому и виды с него редки, случайны и, как правило, не относятся к числу художественных.
Теперь он им не является. Да и в 1980-1990-е уже не являлся — поздних фотографий отсюда совсем немного.
Участок реки между мостами, в районе церкви Дмитрия Прилуцкого и устья Золотухи, интересовал фотографов всегда. Но очень по-разному. Видим изобилие фотографий реки, сделанных до 1917 года. В общем объеме фотографий реки до 1917 года, на этот участок приходится от трети до половины — это примерно два десятка снимков. Довольно много снимков и 1930-1960-х. Здесь был вологодский центр власти, и долго, по инерции — один из благоустроенных участков города. А вот снимков реки 1980-1990-х здесь практически нет, едва три-четыре (1930-1960-х — не менее трех десятков), и все — с противоположного берега на церковь святого Димитрия. Река вообще перестает интересовать фотографов — и это продолжается по сей день. Почему? Можно рассуждать, но оставим это пока без ответа. Не знаю. Кстати, любопытно, не потому ли так спокойно отнеслись горожане к первому этапу благоустройства на этом участке? Здесь давно люди не смотрят на реку, поэтому то, что у нее появились бетонные берега, сразу «не заметили».
Красный мост имеет, как известно, славу «молодежного» моста с «красным пляжем» — но это совсем недавняя история, не отраженная на фотографиях, сделанных до 2000-х годов. Зато на ретроснимках видно, что он был интересен, во-первых, фотографам до революции (снимков около десятка, и разных — тут и ледоход, и пароходы, и просто мост с людьми), а затем он был интересен особенно в 1960-1970-х. По двум причинам — сначала он успел побыть «романтически обшарпанным» деревянным, а затем — свежепостроенным бетонным (это тоже привлекло фотографов-любителей, все-таки инженерная конструкция его была тогда еще в новинку). Много снимков с людьми. Пешеходный статус моста всегда способствовал фотографированию на его фоне той самой «будничной» жизни города, которую почему-то любили запечатлевать именно на фоне деревянных или уже металлических его перил. Увы, в 1990-2000-х мост вообще перестали фотографировать, а нынешние попытки превратить его в новую пешеходную зону, оказались пока слишком слабыми.
Большая часть снимков сделаны или до революции, или в 1960-1970-х годах.
И последний участок — до моста 800-летия. Тут не требуется особой аналитической способности, чтобы увидеть, как катастрофически резко падает объем фотографий Вологды, сделанных ниже Красного моста. Их просто мало. Резко меняется и время их создания. Половина их приходится на дореволюционные (ситуация точно такая, как с верхним течением реки у Верхнего Дола и Наволока), а другая половина… на 1980-1990-е. Почему же? Очень просто. Некоторое время, примерно лет двадцать, тут существовал абсолютный деревянный заповедник в виде Пречистенской набережной, как магнит притягивавший к себе фотографов. Тут стояли лучшие вологодские деревянные дома «со штурвалами». А сама набережная была, хоть и не очень с панорамами на реку, зато с уютными уголками старого города.
Увы. Вот именно что была.
Пожалуй, хватит. И так видно, что простой анализ ретроснимков позволяет многое сказать о городе, о том, как его видят горожане и туристы. Самые основные выводы напрашиваются, мне кажется, сами собой.
1.Дореволюционные снимки набережной отличаются редкой широтой, и охватывают все пространство реки от Прилук до Новинок. Река везде открывала фотографам свои красоты. Красоты эти не всегда были всесезонные, и, конечно, общественный центр в районе Красного моста попадал в объективы чаще. Но в целом, вся река равномерно запечатлена на фотографиях 1890-1910-х годов
2.В советское время город полностью потерял (или выключил) из своей туристической и прогулочной пешеходной зоны участки реки выше церкви Сретения и ниже Красного моста. И это случилось очень давно, как минимум уже в 1960-е годы, если не раньше. Вернуть эти пространства горожанам — задача вполне реальная. Но для этого нужны два небольших пешеходных моста — один выше центре примерно в районе створа улицы Гоголя и другой ниже — примерно в районе храма Андрея Первозванного, потому что мост 800-летия к пешим прогулкам по нему, мягко говоря, не располагает.
3.Набережная у Сретенской церкви стала фотографической точкой начала в этом качестве «работать на город» только когда перестала быть благоустроенной. Это парадокс, но это — так. Тоже касается и набережной у церкви Жен Мироносиц.
4.Район между мостами в 1980-х годах явно живым уже не был, а набережная, судя по отсутствию фотографий, не очень привлекала горожан и туристов. Вопрос оживления этого места вновь и появления здесь центра городской жизни — стоит остро и должен быть предметом обсуждения горожан и туристов. Бетонные берега этому, во всяком случае никак не способствуют.
Вот такие выводы. Если к этим наблюдениям можете добавить свои, это будет только замечательно.
Автор Павел Иванов