История «Дома с виноградом»

[Блогово]

Мы не можем начать новый сезон фестиваля, не рассказав вам, что удалось разузнать про историю нашего «Дома с виноградом».

Уместить все в нескольких строчках - не вышло, а потому устраивайтесь поудобнее, впереди - целая история в несколько дореволюционных лет и неожиданные открытия!

 
целый год пытались узнать, кто же входил в эти двери

Благодаря записям из архивов и сообществу Vologda Discovery, нам удалось узнать, что дом наш был построен примерно в 1912 году и принадлежал мещанину Анатолию Васильевичу Красильникову. А еще, что в нем, по данным 1914 года, находился военный лазарет. Кстати, дом в то время числился под номером 20.

И хоть точных данных именно про лазарет у нас нет, но все-таки, медицинская тематика в истории дома раскрыта более, чем успешно. Начинаем погружение.

Кажется невероятным, но сегодня мы можем узнать фамилии, имена и даже возраст жителей нашего дома (и многих других!) в 1917 году. Денис с помощниками оцифровали списки избирателей в Учредительное собрание (звучит громоздко, но по сути — это жители Вологды, имеющие на тот момент право голосовать). И теперь в этих списках можно попробовать найти по фамилии или адресу даже своих дедушек и бабушек!

И вот, кто населял наш «Дом с виноградом» в 1917 году:

 

Уделив должное внимание фамилии 32-летней Эммы Борисовны, мы таки поговорим о семействе Черномордик..

А тут нам на помощь приходит дореволюционная вологодская пресса! И на первой же странице газеты «Вологодский листок» с 1915 и по 1918 год мы встречаем Ефима Исаевича Черномордика! Который, как выяснилось, в нашем доме вел прием по нервным и внутренним болезням. Правда, сначала он базировался на улице Калачной (ныне — Гоголя). А к № 910 газеты он как раз переехал в наш дом, о чем уведомил читателей.

и даже телефон у него был!

Однажды, в № 974 доктор отбыл из Вологды по делам службы, но к № 997 вернулся и возобновил прием. О чем снова сообщил дорогим читателям.

 

Жил в доме еще один Черномордик и, представьте себе, тоже доктор! И пока его родственник был в отъезде, Яков Борисович в конце марта 1916 года открыл в доме зубную лечебницу. Давал советы за 50 копеек, предлагал лечение без боли под наркозом и самым новейшим способом. Как вы понимаете, ничего в формулировках продвижения зубных лечебниц не поменялось.

 

И это не всё! Нам известен по газетам еще один Черномордик, который, хоть и не жил в нашем доме, тоже был близок к медицине:

..анализы широкого профиля: от еды до человеческих.

Ау! Потомки семейства Черномордик(ов)! Отзовитесь!

Про это семейство мы пока рассказ закончим и посмотрим, кто еще населял наш дом.

И снова в газете 1915 года мы видим «Б.Благовешенская д. № 20», но уже «вверху». А там, вот это да, снова доктор! С не менее любопытной фамилией — Вржесниовский. Но уже немного по другому профилю:

 

Как вы понимаете, соединение старых газет и имен жильцов дает поразительные результаты в деле краеведения, а проще сказать — значительно оживляет историю. И ты уже представляешь, как переезжал доктор из Заречья в центр. И думаешь, аккуратно ли занесли его стол в эти вот виноградные двери? Или поцарапали чего? А может разбили?

Ну и в завершении нашего расследования — вишенка на торте/поцелуй из прошлого. Соседство докторов отнюдь не помешало в 1915 году существованию с ними под одной крышей еще и частного училища! Возможно, даже женского.

 

Через такие вот объявления, вспоминая не раз «Собачье сердце», мы можем представить, как существовали и доходные дома начала 20 века, и чем занимались предприниматели прошлого. И мы уже придумываем, как они все вместе пили чай на балконе, обсуждали пациентов, диктанты учениц и домашние дела. Мы не знаем, как проходили будни и праздники в нашем доме на самом деле, но так хочется их представлять и снова возвращать в дом чаепития на балконе, кресла-качалки и неспешные разговоры.

Последние известные нам объявления о врачебной практике Е.И.Черномордика и Я.Б. Черномордика датируются 21 июля 1918 года и выглядит так:

1 из 2

 

Мы не знаем, что стало с этой семьей и другими жителями дома, где они жили потом. Но будем продолжать ими интересоваться, искать информацию и уже пробовать найти и описать историю коммунального периода нашего дома. Ведь он, хоть уже и при другой власти, тоже состоял из будней, праздников и семейных традиций.

А замечательным заделом для изучения этого времени стала чуткая и добрая заметка Юлии Арсеньевой под названием Флора и Фауна, сотканная из детских воспоминаний про визит в одну из самых таинственных квартир дома с виноградом.

Были выпиты литры чая, бутылочка французского вина за часами разговоров и поисков, прежде, чем смогла возникнуть эта статья. Мы благодарим Бабушкинскую библиотеку за оцифровку старых газет, Дениса Самойлова за поддержку и всех его помощников за проект Вернем нашим предкам имена, Андрея Меньшикова и Игоря Воронина за их труд и сообщество Vologda Discovery и всех, кто дарит нам свои воспоминания. Мы обязательно впишем их в историю дома и будем создавать новые, для будущих горожан и любителей истории.

 

конец первой части.. обнимаем!