Бывает, нечто вроде видно издалека, а подкрадывается незаметно.
«Основы государственной культурной политики» президент подписал в декабре 2014 года, а «реализация» этих самых Основ (что такое «реализация основ» — отдельный непростой вопрос), началась только через четыре с лишним года. Ясное дело, нужна подготовка. Чтобы деятели культуры прониклись, поняли, про что Основы. Прониклись и поняли, что за несоответствие Основам могут лишить финансирования, уволить, как уволили легендарного директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича, допустившего «Тангейзер». И вот, наконец, наступила пора настоящей реализации, то есть, общего построения и, далее, движения, в ходе которого шаг влево-вправо, понятное дело, — минкульт, того, без предупреждения.
На днях 3000 государственных федеральных, региональных и муниципальных музеев страны получили важный документ. Называется «О выработке системы мер, направленных на приведение в соответствие содержания музейных экспозиций государственным приоритетам, закрепленным Основами государственной культурной политики». То есть, экспозиции музеев должны соответствовать не интересам и потребностям общества, а каким-то непонятным государственным приоритетам. Уже неплохо. Направлен документ «руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуре», то есть начальникам культурных департаментов, региональных минкультов и т.п. Подписано директором департамента музеев МК РФ В. А. Кононовым. Он, кстати, до 2018 года работал исполнительным директором Российского военно-исторического общества Мединского. То есть, готов строить по-военному.
Желающие могут ознакомиться с полным текстом документа по фотографиям в моем блоге на Эхе Москвы - echo.msk.ru. В открытом доступе на сайте минкульта он почему-то отсутсвует. Хотя — не ДСП. Отмечу здесь главное — в содержании и в стилистке. Итак, руководителям органов исполнительной власти в сфере культуры поручено «провести анализ существующих музейных экспозиций в региональных и муниципальных музеях (в особенности — краеведческих)». И дальше — 11 пунктов, по которым следует «представить в Минкультуры России информацию о результатах проведенной работы». Самое интересное начинается с пункта 5: «Ознакомиться с периодами истории, которые отражены в экспозиции, тематикой завершающего зала». Вот оно. Завершающий зал, конец истории. Минкульт как хранитель Основ должен знать, что там, в последнем зале — Путин, Крым? Или?
Пункт 7: " Уточнить, когда было проведено крайнее (!!! — АГ) обновление экспозиции". Понятно, начальник департамента музеев Министерства культуры РФ Кононов — правильный пацан, он никогда не скажет — «последнее».
Пункт 9: «Провести анализ главных смысловых акцентов выставочных материалов, наличие в них эмоционального стимулирования к позитивной деятельности и развитию «здорового» патриотизма». Вот загадка: как оценить наличие или отсутствие «эмоционального стимулирования» к деятельности? Что такое «позитивная деятельность»? А «развитие «здорового» патриотизма»? Это что? И как выставочные материалы могут стимулировать «к развитию» этого самого «здорового» ? И «здоровый» патриотизм — это с закрытыми или с открытыми глазами? Много вопросов. Хотя в целом понятно, о чем речь. И этого, наверное, достаточно.
Поскольку все вышеуказанное — меры по реализации Основ, ответственно заявляю, что Основы не имеют отношения к госкультполитике. Это типичная государственная культурная цензура. И практиковать запрещенную Конституцией цензуру собираются люди, которые опасаются употреблять слово «последний». Видимо, не без оснований. Крайние времена наступают.