За то время, что существует городской транспорт, всегда была необходимость того, как будет производиться оплата проезда в том либо ином виде городского транспорта. В Вологде с 01.01 1982 года все городские маршрутные автобусы стали работать с компостерами, а троллейбусы с момента начала открытия маршрутов работали только с компостерами.
Надо сказать, что длительное время оплата проезда в вологодских автобусах производилась через кассы, установленные в салоне автобуса, но тем не менее уже в 1974 году в некоторых салонах автобусов были установлены компостеры, а во всех автобусах были сделаны надписи, что " Абонентные талоны водитель продаёт только на остановках", позже эту надпись немного изменили добавив только одно слово " Абонентные талоны водитель продаёт только на конечных остановках". Поэтому в одних автобусах была одна надпись а в других другая, меня в то время не раз пассажиры спрашивали, когда же водители продают эти сами талоны. Я как и большинство водителей готов был продавать эти талоны когда угодно, причём в любом количестве.Напрашивается вопрос "почему?".
Талоны представляли из себя билеты с указанием цены, каждый талон стоил 5 копеек, талоны были напечатаны в книжках по десять штук, а каждому водителю городских маршрутов, кроме маршрута №101 Вокзал - Лоста выдавали по десять таких книжек, причём каждый месяц, ну а в получку высчитывали по пять рублей соответственно, и никого не интересовало, продал ли ты эти талоны или нет, а вот отсутствие у водителя таких талонов, если при проверке контролем могло привести к частичному лишению водителя премии- доплаты за работу без кондуктора. Представим такой случай, нерадивый пассажир, который не взял билета при проверке заявит, что водитель не дал ему талонов а у него монета в 50 копеек или один рубль или бумажкой. И вот если у водителя нет талонов, то могли лишить частично премии.
Но это было довольно редко. Обычно эти талоны никто не спрашивал, и тем более не компостировал, а просто отпускал в переднюю кассу и выкручивал билет. Многие отдавали эти талоны своим родным, и они ездили по ним на автобусах, пока была жива моя мать, я талоны отдавал ей, в вот после её смерти, после того, как получил новые талоны, при этом ещё не продал старые, я на конечной остановке выходил в талон, продавал талоны пассажирам и вместо денег отпускал их в кассу и выкручивал билеты. А что было делать? Иногда приходилось продавать и на 20 копеек, и на 15, когда пассажир не мог в салоне разменять монету такого достоинства, а человек он (или она) были честными людьми, что было не часто.
Всё изменилось после 01.01. 1982 года, когда сняли в автобусах кассы и все стали работать с компостерами, талоны эти стали продавать везде, в кассах магазинов, в специальных киосках, много где стало можно купить эти талоны, но только не у водителя автобуса. А потом со сменой власти, с ростом цен на проезд и с рыночной экономикой компостеры ушли в небытие, в историю а в салонах автобусов появились кондуктора, не зря говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Но наука и техника не стоит на месте, я уже давно езжу в городском транспорте в Санкт- Петербурге по пластиковой карте, а в последнее время уже некоторые расплачиваются за проезд, прикладывая свой смартфон к вариатору. Но при этом кондуктора продолжают продавать билеты пассажирам, как было и много лет назад.