Ещё одна мысль, спонтанно родившаяся в ходе лекции для студентов ВоГУ и касающаяся (как мне кажется) очень многих малых территорий России. Зачастую в нашей стране краеведение и музеи - это разные истории.
Звучит вроде бы странно, поскольку музеи создаются на малых территориях, чтобы быть катализаторами краеведческих процессов и главными их участниками, а также в какой-то степени «контролёрами» (потому что в любительском краеведении бывает много откровенного мусора). На деле же выходит наоборот. Краеведы существуют в одной вселенной, а музейщики в другой. Невероятно!
Доходит порой даже до абсурда - люди приходят в музей за фактами, а музейщики отправляют их к краеведам, хотя вся актуальная информация таки должна собираться в музейном фонде. Еще одна крутая история, которую я слышал: в городе П. музейщики отправляют туристов, которые хотят заказать экскурсию по городу,... в библиотеку. Потому что именно там работает единственный местный краевед.
А что в это время делает музей? Работает по мун(муд)заданию, добросовестно выполняя показатели по привлечению школьников в залы. Для того все средства хороши, вплоть до шоу мыльных пузырей в экспозиции (реально видел фотки) и всевозможных мастер-классов, которые хороши, но мало понятно, при чём здесь собственно история и краеведение.
Вообще, стоит вспомнить, что на заре музейной эпохи, сто лет назад, музеи воспринимались как научно-просветительские учреждения и находились под отделами народного образования. Почему произошёл дрейф в другую сторону - можно говорить долго, строить гипотезы, выдвигать умозаключения, а ещё - жаловаться на существующий кадровый голод в глубинке («где взять музейщика, чтобы интересовался краеведением? Идут же те, кому не удалось найти работу в областном центре» и т.п.).
Но сейчас - то самое время, когда музеи на малых территориях могут стать ключевыми учреждениями для того, чтобы воспитывать не на казенных словах, а на деле тот самый «локальный патриотизм», о котором много говорится в тех же мунзаданиях. Задача музеев - организовывать хотя бы небольшие полевые экспедиции и экскурсии, привлекать детей к сбору информации, проводить «живые уроки» и заражать неравнодушием к тому месту, где ты живёшь. Это аксиома.
В противном случае, приехав через десяток лет в родной город/село, человек, конечно, пройдет мимо музея и ностальгически вспомнит, какое здесь было замечательное когда-то шоу мыльных пузырей.
А потом уедет и снова надолго забудет про эту территорию.