Вологда 2005-го года в объективе моего первого цифрового фотоаппарата

[Блогово]

Поездка в Вологду в апреле 2005 г. стала для меня первой, когда я делал снимки на цифровой фотоаппарат.

Длинная предыстория

 

В 2003-2006 годах я учился в аспирантуре при кафедре Отечественной истории Сыктывкарского госуниверситета и писал диссертацию, посвященную истории рекрутской повинности на Европейском Севере России в XVIII-XIX  вв. В данный исторический регион, в зависимости от трактовки, обычно включают Архангельскую и Вологодскую губернии, реже добавляют к ним третью - Олонецкую. Естественно, для написания исследования необходимо много работать в архивах и библиотеках, что означает частые дальние командировки. За 2004-2005 гг. я четыре раза побывал в Вологде, два в Санкт-Петербурге и один раз - в Архангельске:
11.01.-02.02. 2004 г. - Санкт-Петербург, 24 сутки
20.06.-10.07. 2004 г. - Вологда, 21 сутки
21.11.-18.12. 2004 г. - Вологда и Архангельск, 28 суток
22.02.-05.03. 2005 г. - Вологда, 11 суток
18.03.-23.04. 2005 г. - Санкт-Петербург и Вологда, 37 суток.
Получается, в общей сложности, я отсутствовал дома четыре месяца. Вроде бы и немного, но это были первые мои самостоятельные длительные дальние поездки. Каждый раз денег было немного, необходимый минимум, надо было жестко следить за расходами. Как помню, от всех этих командировок к лету 2005 г. я сильно устал, хотелось побыть и побездельничать дома. Тем не менее, собрав необходимые источники и литературу, осенью 2005 - весной 2006 г. я написал и уже 5 июня защитил диссер на тему "Рекрутская повинность населения России в 1831-1874 годах: на материалах Европейского Севера страны". Это было очень интересное время, я смог многое увидеть и узнать. Я благодарен за эту возможность, оказанные мне поддержку и помощь своим родным, научному руководителю П.П. Котову и всем, кто мне помогал. Ну и, как говорится в старой советской аспирантской поговорке, "спасибо партии родной за трёхгодичный выходной!".
Самыми запоминающимися поездками стали осенняя командировка 2004 года и весенняя 2005 года. Тогда в Архангельске я, наконец, получил в свое распоряжение большой массив данных по рекрутчине в регионе и буквально поселился в архиве, делая бесконечные выписки. Я настолько погрузился в материал, что ещё на месте смог его усвоить, осмыслить и в поезде по дороге домой набросал тезисы будущей большой статьи о рекрутских наборах в Архангельской губернии в 1820-1874 гг. До сих пор вспоминаю об этом с ностальгией. Жалею только о том, что не возил с собой хотя бы плёночный фотоаппарат-"мыльницу"... Сотовый телефон, кстати, у меня как раз появился в том же 2004 г., это была незабвенная Нокия 1100 - без фотоаппарата, но зато с фонариком и "змейкой")). Стоила она тогда в Сыктывкаре 4600 рублей - чуть меньше, чем три месячные аспирантские стипендии.
Вторая командировка была интересна тремя моментами: во-первых, весной 2005 г. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге закрывался на переезд из центра города в новое здание, и если бы я не успел в нем поработать, то исследование застопорилось бы очень надолго. Таких бедолаг в стране оказалось много, и когда с 21 по 30 марта я работал в архиве, там каждый день были огромные очереди. Мне приходилось вставать в 4.40, бежать на метро (жил я на бульваре Красных Зорь), чтобы успеть прибыть в архив к 6.20-6.30 и записаться в очередь у дежуривших историков. Опаздывать было нельзя, ведь читальный зал был небольшим, всех желавших он вместить не мог, так что записавшись позднее определенного номера, можно было и не рассчитывать попасть в тот день вовнутрь. Сам архив открывал двери в 8, а пускали в читальный зал в 9 утра. До 8 же можно было гулять по утреннему городу или стоять в растущей очереди. В конечном итоге, в ту поездку я успел проработать почти все нужные мне губернаторские отчёты, мне крупно повезло. Вечерами после архива и по выходным я ходил в "баню" (БАН - библиотека академии наук) и в РНБ.

В 6.30 на стрелке Васильевского острова,март 2005 г.:

С 1 по 22 апреля я уже был в Вологде и работал в Государственном архиве Вологодской области. И вот тут , во-вторых, в полной мере на мне оттоптался природно-климатический фактор - ведь за март-май 2005 года мне довелось трижды встретить весну и в полной мере дважды пройти через тот период таяния снега, грязи и распутицы, который меня всегда угнетает. Особенно, если учесть, что в Сыктывкаре, откуда я уехал и куда вернулся, было холодно, а в Питере и в Вологде успевало стать тепло при том, что куртка и шапка с сапогами у меня были зимние... А потом и в Сыктывкаре началась весна, и снова слякоть и грязь. Впрочем, это такое уже старческое ворчание.

Ну и, наконец, третье, о чём и хочу рассказать. Ещё в Питере я купил свой первый цифровой фотоаппарат - 3,3 мегапиксельный Rover Shot RS-3320AF c картой памяти - не смейтесь - на целых 256 Мб:

Через пару лет фотоаппарат уже стал безнадежно устаревшим, но жив и вполне работоспособен до сих пор. А тогда он не только скрасил мне жизнь в Вологде, но и позволил запечатлеть городские виды, многие из которых уже изменились очень сильно: большое число старых деревянных зданий успело сгореть или потерять при ремонте свой декор. Наконец, 13 лет - это уже сам по себе большой срок. Все снимки сделаны днем, как вы уже поняли по фото выше, съемка в сумерках и темноте не конек старого Ровера.

Итак, Вологда 2005-го года. Названия районов, улиц, набережных, зданий и храмов приводить тут не буду (благо, интернет у всех под рукой). Фотографии уменьшать не стал, качество их и так невысокое.

Сначала это был вполне обычный зимний русский город:

 

 

 

 

 

 

И вот, лёд на реке начал таять, а на улицах появились лужи:

На реке появилась открытая вода:

Потом на реке началось половодье:

Наконец, с улиц сошел снег:

Главное украшение Вологды - её деревянные дома, богато украшенные резьбой. К сожалению, это уходящая натура:

 

 

При желании можно сравнить с фотоэкскурсией по Вологде 2016-го года.