Придумав двуглавую систему и сити-менеджеров, чтобы поставить под контроль муниципалитеты, администрация президента слегка упустила вопрос, чем будут заниматься новоявленные главы городов и районов. Именно поэтому мы и наблюдаем сейчас такую гротескную картину выбора областными властями своего кандидата в главы Череповецкого района. С одной стороны, фигура должна быть марионеточной, а с другой – ведь и марионеткам же нужно чем-то заниматься. Дилемма для департамента внутренней политики области оказалась сложней, чем думали поначалу.
Чем занять главу?
Из-за введения двуглавой системы управления районом функции главы значительно изменятся. Из первого лица муниципалитета обладатель этой должности превратится в руководителя Муниципального собрания и официального представителя района. Выбрать главу должны депутаты нового созыва Мунсобрания из своего состава. То есть это будет либо глава одного из поселений, либо депутат одного из советов поселений.
Несмотря на то, что изначально законодателями должность главы рассматривалась как связующее звено между поселениями, Муниципальным собранием и администрацией района, в нашем случае об этом даже не вспоминают.
«Если поставим согласованного кандидата, должность будет фиктивной, управление полностью ляжет на сити-менеджера», - откровенно сообщил наш источник в департаменте внутренней политики.
Единственной обязанностью главы должно стать зачитывание предоставленных администрацией района документов депутатам и обеспечение нужного голосования.
Платить зарплату за пару часов работы в месяц странно, поэтому в Череповецком районе может быть проведен эксперимент: основной занятостью главы района будет руководство поселением (хотя формально, наоборот, в поселении глава станет работать «на общественных началах», получая зарплату на Первомайской, 58).
Три кандидата от партии власти
Сразу отметим, что администрация района полностью отстранена от процесса выбора главы, вопрос решается в Вологде. Для руководства области в личности главы важны две вещи: абсолютная лояльность и полное невмешательство в дела района. Не будем забывать, что 2019-й – год выборов губернатора Вологодской области. Это значит, что будет раздача слонов в виде обычных для действующего главы региона показушных проектов, а главное – ожидается максимальное «принуждение к правильному голосованию» бюджетников и пенсионеров. И, конечно, звонкая предвыборная трескотня пресс-службы губернатора. Здесь роль главы важна: необходимо тщательно придушивать любые инициативы снизу (особенно в виде попыток поселений через глав и депутатов вынести свои проблемы на более высокий уровень) и обеспечивать нужный политтехнологам информационный поток с мест.
По нашим данным, более-менее подходящими для указанных целей в департаменте внутренней политики области считают три кандидатуры:
1. Надежда Малкова, глава Югского муниципального образования
2. Нонна Борисова, глава Тоншаловского сельского поселения
3. Ольга Муравьева, глава Малечкинского сельского поселения
Все три – представительницы «Единой России». Давайте присмотримся к каждой из кандидаток повнимательнее.
1. Надежда Малкова
Глава Югского м/о, как говорят, – наиболее предпочтительный кандидат для администрации района, а вот в области к ней относятся настороженно. Ее плюсами считают более длительный, чем у конкуренток, срок управления муниципалитетом, более серьезную управленческую хватку, отсутствие серьезных провалов за время нахождения на посту главы муниципального образования. В администрации района рассказывают, что Малкова распоряжается депутатами совета Югского м/о чуть ли не как взводом солдат, очень вольно трактуя регламент для достижения нужного результата.
В то же время для представителя района у Надежды Юрьевны недостаточно пафосный имидж. Один из сотрудников департамента внутренней политики иначе как «эта сельская тётка» ее не называет. К недостаткам Малковой региональные политтехнологи относят излишне прямолинейное понимание директив, нехватку гибкости.
Тем не менее, шансы на избрание у Малковой повыше, чем у остальных кандидатов: несколько глав поселений подтвердили нам, что готовы проголосовать за нее, если придется выбирать из вышеуказанной троицы. Даже в случае прямого приказа голосовать за другую кандидатуру.
2. Нонна Борисова.
Это креатура начальника департамента внутренней политики области Евгения Богомазова. Ее преимуществами в глазах областных чиновников являются полная управляемость, наличие больших амбиций, мотивирующих главу Тоншаловского с/п неукоснительно выполнять указания свыше, да и внешне она больше других кандидаток похожа на современного главу района (по крайней мере, пока молчит, если судить по сюжетам местных телекомпаний)
При этом управленческий опыт Нонны Борисовой ограничивается одним годом, за который она успела стать объектом критики чуть ли не всего своего поселения. В группе «Подслушано в Тоншалово» половина постов – упреки главе в невыполнении данных ею обещаний и просто в невыполнении обязанностей администрации. Опросы, проводившиеся в нашем сообществе летом, показали, что антирейтинг Борисовой превышает 80%. Кроме того, Тоншаловское с/п – единственное в районе, где депутаты заблокировали главе возможность совмещения должностей главы района и поселения. Наш источник в департаменте внутренней политики области сообщает, что «акции» Нонны Борисовой существенно пошатнулись, но пока она остается в списке кандидатов. Говорят, что с ней не горят желанием работать в администрации района, да и большинство глав поселений не считает возможным голосовать за ее кандидатуру.
3. Ольга Муравьева.
Эта кандидатура появилась в шорт-листе, что называется, на безрыбье. Приятная в общении женщина с юридическим образованием и приличным опытом работы в администрации поселения, активно реализует областные инициативы и проекты в Малечкино, к ней очень хорошо относятся на Первомайской, 58.
Однако это абсолютно неполитическая фигура, по большому счету, малоизвестная в районе и области. Малечкинское с/п – одно из самых маленьких и небогатых, его в прошлом году уже было присоединили к Нелазскому, но жители последнего отказались тянуть дополнительную ношу. Стать авторитетом для района или хотя бы для депутатов Муниципального собрания с таким багажом трудновато, особенно если будет реализован вариант с совмещением должностей главы района и поселения. В департаменте внутренней политики кандидатура Муравьевой рассматривается как запасная, хотя все еще может измениться.
Кто предпочтительней для жителей района?
У любой из глав поселений, которая изберется в главы района, будет одна серьезная проблема. Поставленные перед ней задачи неизбежно войдут в противоречие с интересами поселения. Скажем, та же Надежда Малкова с большим трудом авральными методами временно сняла вопрос с социальными объектами в бывшем Сурковском с/п. Но если она станет главой района, закрытие библиотеки, медпункта и ДК станут одними из ее задач в новой должности, ей придется проталкивать оптимизационные мероприятия через Муниципальное собрание. Как планируют кандидаты решать эту проблему, если должность будет марионеточной? Скорее всего, они об этом даже не думали. Между тем, социальная сфера и особенно сфера культуры района стоят на пороге тяжелейшего кризиса, а кое-где он уже вовсю бушует. Предвыборное шоу губернатора Олега Кувшинникова обязательно обернется необходимостью дополнительного сокращения расходов в соцсфере муниципалитетов. К сожалению, защитить интересы поселений или хотя бы достойно представить их на уровне района и области марионеточная глава не сможет. Больше того: ей придется быть проводником отрицательных изменений, инициируемых региональным руководством.
Четвертый кандидат
Печаль сложившейся ситуации заключается в том, что из нее практически нет позитивного выхода. Выиграет область – проиграют жители района. А при отсутствии прямых выборов жители района выиграть не могут физически.
Менее травматичным для поселений мог бы стать компромиссный вариант с избранием в главы района представителя одного из советов поселений. Это позволило бы избежать чрезмерной зависимости Муниципального собрания от областных властей и сити-менеджера, поскольку депутат априори менее уязвим для давления со стороны руководства региона. Соответственно, и главы поселений смогли бы со спокойной душой озвучивать и отстаивать интересы своих территорий. Амбиции упомянутых трех глав поселений тоже не пострадали бы, потому что им не пришлось бы соперничать.
Есть одно маленькое «но»: где взять этого четвертого кандидата?
В депутатском корпусе по пальцам можно пересчитать людей, имеющих опыт работы в администрациях поселений, а тем более на уровне района. И даже если такие найдутся, они должны сначала пройти в Муниципальное собрание, а потом захотеть выдвинуться на должность главы района. На данный момент нам неизвестен ни один желающий составить конкуренцию трем главам поселений. До начала октября осталось всего ничего, возможно, ситуация изменится после выдвижения представителей советов поселений в Муниципальное собрание.
Использованы фото со страниц ВКонтакте