История маршрута №2. Ветеран из Заречья

[Блогово]

Почти 30 лет от Вокзала до Заречья

Второй маршрут стал одним из первых (а может быть и самым первым), появившихся после войны. Больше 70 лет он ездит в Заречье, периодически меняя конечные на правобережной части Вологды. Его открыли в 1946 году от Вокзала до Заречья по улицам Свободы (Мира) и Чернышевского. В 1949 году на маршруте (см фото) работали ЗИС-154, но возможно эти современные и комфортабельные по тем меркам машины работали на маршруте с самого открытия.

ЗИС-154 на ул. Свободы (Мира). Фото из газеты «Красный Север» в 1949 году.

В путеводителе 1956 года на маршруте указаны такие остановки: Вокзал, Красноармейский мост (это мост через Содему), Октябрьская, Центр (современная остановка просп. Победы), ул. Гоголя, ул. Заболотная (сейчас К.Маркса), совхоз Заречье (современная остановка Бригантина).

Следующее поколение автобусов ЗИС-155 на двойке на ул. Сталина (Мира) в 1953 г. Сзади труба городской электростанции (позднее переоборудована в спортзал «Труд»). Илл.2 Описание маршрута из путеводителя 1957 года

Описание маршрута из путеводителя 1957 года

После постройки в 1966 году Рыбнорядского моста между ул. Орлова и Лермонтова на него было переведено движение маршрутов, следующих в Заречье: 2, 3, 7. Наша двойка перестала ходить по Мира. Её маршрут от Вокзала проходил по ул. Ворошилова (Галкинская), Жданова (Чехова и М.Ульяновой), Лермонтова, Орлова и Чернышевского.

По воспоминаниям водителя Николая Животова в 1974 году на конечной около магазина Бригантина стоял деревянный павильончик для пассажиров, а чуть подальше были установлены штамп - часы где водители делали отметку после каждого рейса потом. Позднее осенью на остановке установили радиоантенну и стало возможным, не выходя из кабины связываться с оператором связи и отмечать каждый рейс. Маршрут проходил по улице Чернышевского с остановками "Лаврова," "Техническое училище" ", Карла Маркса" и "Кинотеатр Родина" и через Октябрьский мост с левым поворотом на Рыбнорядском мосту была остановка Центр далее остановка у Дома офицеров которая называлась "Областная библиотека" ,потом "Стадион Динамо" и на улице Ворошилова за магазином Конюшней была остановка "Улица Ворошилова"и далее остановка Вокзал около Автовокзала. Время в пути от Заречья до Вокзала было восемнадцать минут,обратно маршрут проходил по тем же улицам и время в пути такое же и по две минуты на конечных, итого время полного рейса сорок минут, а за смену 10 - 14 рейсов в зависимости от графика. Маршрут №2 во многом был дублёром маршрута №3 и осенью 1974 года маршрут №2 был изменён. Источник

Автобусы ЗИЛ-158В на маршруте №2. Илл.1 и 2. Конечная Вокзал в 1970-е г..

Илл.3. Двойка у к-т «Родина».

Илл.4. Автобус №2 на ул. Мира.

Илл.5. Снятая с маршрута двойка на демонстрации в 1966 г.

К новостройкам на Герцена

Серьезное изменение маршрута произошло осенью 1974 года. Вместо вокзала его трассу направили в район новостроек в конце улицы Герцена. Новая конечная называлась Левичева, а маршрут пролегал по замысловатой трассе по улицам Чернышевского, Орлова, Кремлевской пл, Батюшкова, К.Цеткин (у универмага), Урицкого, Менжинского, Герцена, Яшина, Урицкого, Левичева с конечной. Обратно по Герцена, Ульяновой, Лермонтова, Чернышевского.

Схемы маршрута в разные годы см. в конце статьи.

Трасса стала еще более запутанной после закрытия для автомобильного движения в 1975-76 годах участка улицы перед универмагом, а потом в 1976-77 годах Кремлёвской площади. Из-за этого в сторону Левичева двойка сначала шла по Батюшкова, потом резко выруливала влево на Мира и выходила на Урицкого. Позднее вместо Кремлёвской площади движение было организовано через старый рынок и проспект Победы.

Водитель Николай Животов вспоминает, что на чётной стороне улицы Урицкого до осени 1974 года была начальная остановка автобуса маршрута №5 Центр - Мясокомбинат, а после продления маршрута до Мохова стала промежуточной и здесь же сделали остановку для маршрута №2 в сторону Левичева. Все эти маршруты были собраны на этой остановке для того, чтобы обеспечить перевозку пассажиров во вновь застраиваемые районы улиц Яшина, Герцена, Урицкого и других. Источник

Из-за роста промышленных предприятий на восточной окраине Вологды в марте 1980 года было принято решение продлить №2 в «часы пик» до остановки «Автобаза». Она находилась на перекрёстке Элеваторной и Промышленной улиц. Таким образом двойка превращается из «гражданского» маршрута, проходившего через жилые районы в традиционный рабочий маршрут между заводами и городом. В 1982 году по просьбе дачников в выходные утром и вечером маршрут продлевается до ССК.

На двойке успели поработать практически все типы и марки подвижного состава Вологды, кроме Пазиков. Но ЛИАЗ-677 работали дольше всех. Фото 2003-2018 гг.

На заводские окраины по Горького

С 1980 по 1982 года маршрут оставался Заречье — Левичева с рейсами в «часы пик» до автобазы на Элеваторной. Примерно в 1982 году (если кто-то знает точнее — пишите в комментариях) маршрут двойки с улиц Батюшкова, Урицкого перенаправили на Саммера, Горького, Прокатова, Менжинского, Советский проспект, Левичева и до ССК (Сельского строительного комбината) на Элеваторной улице. С этого времени маршрут во многом стал совпадать с №19, с той лишь разницей что вместо Саммера №19 шёл по Горького, а вместо Левичева по Советскому проспекту.

Строительство ЖБИ на Промышленной улице

Через некоторое время (год неизвестен) №2 был продлён до ДОКа в конце Элеваторной улицы. В декабре 1987 года после отмены №19 трасса двойки выпрямляется и проходит по Чернышевского, Горького, Менжинского, Советскому проспекту через Драмтеатр (в обратную сторону по Калинина) и Элеваторной. На Льнокомбинат теперь делаются заезды, с остановкой ближе к Швейной фабрике при движении в Заречье и недалеко от продуктового магазина при движении на ДОК.

С 1987 года на маршрут часто ставят гармошки Икарус-280, которые попадались на маршруте до 2009 года. Но стоить заметить, что такая вместимость была избыточной.

Из-за сокращения количества исправных автобусов в середине 1990-х по выходным несколько выходов следуют укороченным маршрутом от Льнокомбината до ВПИ. В это же время №2 стал единственным маршрутом, на котором по выходным можно было добираться до Горбольницы — единицу укорачивали тоже до ВПИ, но со стороны Октябрьского посёлка.

Упадок промышленности и состояние Элеваторной улицы заставили руководство ПАТП-1 в середине- второй половине 1990-х часть рейсов делать по сокращённой трассе до Льнокомбината, а в 1998 отменить участок маршрута от Льнокомбината до ДОКа. Тогда появился коротенький маршрут №21 Льнокомбинат — ДОК.

В нулевые ПАТП-1 делает несколько не очень удачных экспериментов по удлинению трассы двойки. С февраля по май 2007 года 5 рейсов выполняется до Прилук, а с 2010 несколько рейсов продлеваются до Мясокомбината. И если бы не конкуренция маршруток, то в район Элеваторной сейчас могла бы ходить двойка со стабильным графиком движения. Все же достаточно долго (с 1 сентября 2010 года по 18 сентября 2015 года) 5 рейсов, 2 утром, 2 днем и 1 вечером делались до Семёнкова.

Отмена в 2016 году троллейбуса №5 позволила маршруту оставаться без конкурентов от Заречья от Советского проспекта и стабильно работать до сегодняшнего дня. Хотя до сих пор официальная трасса маршрутки №14 проходит через Горького, наполовину совпадая с двойкой частные пазики ездят по Октябрьскому мосту (подбирая пассажиров троллейбуса-четвёрки).

Двойка 2000-х в Прилуках и на Элеваторной

Как менялась трасса маршрута №2 с 1946 года и паспорт маршрута см. по ссылке в конце материала.