В сборнике работ конференции "Русский Север-2018" есть любопытное исследование Дарьи Андриановой из Ярославля. Называется оно "Что сохранила семейная память в России о Первой мировой войне?". Я тоже решил ответить на этот вопрос применительно к своей семье. Исходных данных было немного: прапрадед Михаил Евсеевич Блинов, год рождения между 1885 и 1891, уроженец деревни Фоминская Тотемского уезда. Ушёл на Первую мировую не ранее января 1915 года, там и погиб. Прабабушка родилась 27 октября 1915-го, отца не помнила. Видела, правда, фотокарточку из семейного архива. Отправлена, судя по всему, перед уходом на фронт, Михаил Блинов - слева.
Семейная память о Первой мировой отразилась только в одном воспоминании. Прабабушке когда-то где-то на дорогах Тотемского района (ещё до второй великой войны) встретился некий мужчина, который выведал её имя и фамилию, а когда узнал, воскликнул что-то вроде: "Ба! Да мы с твоим отцом вместе воевали. Я сам видел, как его убило".
Где воевали, как убило, где похоронен - информации не было. Или была, но исчезла куда-то на периферию информационного поля, погребённая под повседневными заботами прабабушки в годы репрессий, второй войны, голода. За новыми великими страданиями старые всегда забываются и отходят на второй план.
В общем, как ни грустно было констатировать, наша семейная память мало что сохранила о событиях Первой Мировой. Но великое хранилище данных в виде Интернета ещё раз подтвердило, что при желании найти можно всё, просто мы ленивы, нелюбопытны или просто как-то откладываем решение подобных вопросов на потом. Не пришлось даже долго искать. Уже шестая по счёту ссылка Гугла дала однозначный и феноменальный результат:
Блинов Михаил Евсеевич.
Вологодская губерния, Тотемский уезд, Погореловская волость, деревня Фоминская.
Воинское звание: Солдат.
Погиб 2 декабря 1916.
Место службы: 7-й особый пехотный полк
Место события: Салоникский фронт
(Источник: «Русские военнослужащие, погибшие и умершие на Македонском (Салоникском) фронте Первой мировой войны (1916-1919). Книга памяти», стр.26
Составители: Ирина Жалнина-Василькиоти и Олег Чистяков. Издательство: "Старая Басманная", 2014 г.)
Мне никогда не приходило в голову, что прапрадед сложил голову не в привисленских степях или болотах восточной Пруссии, а в составе Балканского экспедиционного корпуса, где-то на границе современных Греции и Македонии. Я поискал информацию о Салоникском фронте и о том, как туда попадали солдаты. Оказывается, прадед ещё совершил и путешествие вокруг Европы. Из Архангельска их везли кружным путём, минуя немецкую Балтику, во французский портовый Брест; из Бреста по железной дороге - в Марсель, из Марселя по Средиземному морю - в Салоники.
И дальше с корабля на бал, то есть сразу на фронт. На фронте заправляли в основном французы, которым русские были командированы на помощь. Полный сюр: воевали с болгарами. В статьях пишут, что первые бои 7-й экспедиционный корпус принял в начале декабря 1916 года, и, судя по всему, первые же бои стали роковыми и последними для прапрадеда. Вполне возможно, что он похоронен на братских кладбищах в Салониках или Белграде, раз информация сохранилась и даже опубликована в книге. Но, с наибольшей вероятностью, прах лежит в одной из многочисленных братских могил на территории современной Македонии.
Двумя месяцами спустя в бою пал и земляк Михаила из Фоминской Александр Коншин. Вероятно, они ехали на Балканы вместе, и может быть, именно он изображён на фотокарточке из нашего семейного архива вместе с прапрадедом?...
Я рассказал эту удивительную историю бабушке, которая совсем не знала, какие путешествия выпали на долю её деда и где он завершил свой жизненный путь. Бабушка, покачав головой, сказала:
- Молодой парень из Фоминского, дом, земля, трое детей! Зачем ему сдалась эта Греция? За какие идеалы, для чего они там воевали?
Ответа нет.
Непонимание, для чего вообще страна воевала в Первой мировой, во многом породило революционную ситуацию. Революции, правда, Михаил Евсеевич уже не увидел.
Но то, что такие интереснейшие истории выходят на свет божий только сейчас, спустя столетие после событий Первой мировой - лучшее подтверждение тому, что нас лишили, целенаправленно лишили важной части нашей памяти. Просто взрезали ножом и выковыряли "первую мировую". Не было её, а если и была - то так, имперьялистическая, вестница великого октября.
Возвращать имена придётся ещё очень, очень долго.