В прошлом году я писал о том, как ржавеет механизм реализации прав граждан, если они им не пользуются. В качестве иллюстрации того, что механизмы работают, привожу пример из личного опыта.
В прошлом году, когда компания #Согласие отказалась продлить мне полис ОСАГО, аргументировав это тем, что при оформлении предыдущего специалистом были допущены ошибки, я потерял небольшую сумму денег. Около трех тысяч, кажется. Меня она не тяготила, я пошел в другую компанию и сделал новый полис на один год. Но, почитав, что пишут в интернетах этих ваших, выяснил, что в таких случаях нужно обязательно отправлять жалобу в Центральный Банк России.
Суть же претензии к страховой была проста: если ваш специалист совершил ошибку, из-за которой я потерял три тысячи рублей, дайте понять клиенту, что он вам не безразличен и сделайте ему новый полис ОСАГО со скидкой. Проблема же решается за две минуты. Но в офисе пошли на принцип и отказали, предложив оформить просто новый полис. В общем, жалобу в Центральный Банк я написал, не надеясь ни на что.
Через пару месяцев мне пришел ответ, в котором сообщалось, что компания «Согласие» на основании вашей жалобы и жалоб других клиентов привлечена к административной ответственности и в судебном заседании компании назачен штраф (если правильно помню, порядка сотен тысяч рублей). Я в жалобе не просил ничего компенсировать (глупо, потому что сумма невелика, а полис я уже сделал), поэтому никаких более претензий не имел. Но механизм мне понравился, тем более, что сам Центральный Банк убедительно просит сообщать обо всех услучаях нарушения со стороны участников финансового рынка.
История получила продолжение осенью прошлого года. Тогда мне нужно было продлить полис, выданный компанией #Росгосстрах осенью 2016 года. Об этом я тоже писал и очень подробно. И потом еще извинялся за безосновательный наезд на компанию #Согаз. Впрочем, продолжаю отстаивать мнение, что система ОСАГО полезна, а страховщиком должно выступать государство, а не частные компании.
И снова по рекомендации Центрального Банка я изложил все претензии к страховщику, который гонял меня по своим офисам, вынуждая в рабочее время стоять в очередях, чтобы оформить полис, который по определению обязан оформляться на сайте и без визитов. И ладно бы, если дело закончилось только стоянием в очереди. Но в конце этого процесса меня ожидал отказ, потому что «... программа не работает...» и рекомендация отправиться в другой офис, в котором, внезапно, я уже был. Это вывело меня из себя окончательно тогда.
Неделю назад пришел ответ из Центрального Банка, в котором сообщается, что против компании «Росгосстрах» начато административное делопроизводство ввиду того, что в ее действиях усмотрено нарушение. Мне даже прислали две (ДВЕ, Карл!) телеграммы (ТЕЛЕГРАММЫ, КАРЛ!) с доставкой на дом с приглашением явиться для составления протокола по указанному адресу.
Правда, указанный адрес находится в Санкт-Петербурге, по случаю чего в присланном ранее на электронную почту официальном ответе (сканированный документ за номером и подписью) имелось отдельное уточнение, что я могу подать через сайт ЦРБ ходатайство о том, чтобы дело рассматривали в моем отстуствии. Считаю это правильным.
В каком-то смысле это круто. Я не являюсь сутяжником и не преследую цели получить какую-либо выгоду, о чем прямо указываю в заявлении, не прошу компенсировать мне какой-то ущерб (переживу без этих денег). Но твердо уверен в том, что в случаях необоснованных отказов в выполнении своих обязательств компаниями нужно использовать доступные механизмы для того, чтобы эти компании были привлечены к ответственности. А таким механизмом в данном случае является обращение с жалобой в Центральный Банк.
Если кто-то не согласен с таким мнением, пусть любым другим способом решает такие проблемы. Можете жаловаться друг другу на кухне, в интернете, в комментариях, ругать клятую власть. Но ни один из этих способов решить проблему не поможет. Нужно действовать официально и публично, чтобы каждая шестеренка в механизме обратной связи заработала. Это тяжело, это требует времени, это непривычно, но именно так и должно работать государство, в котором каждый гражданин знает свои права.