Риторический вопрос - можно ли найти в России мало-мальски значимого человека, никак не связанного с Вологдой?
Занялся темой : «Заработок и цены в Вологде в разные века», и неизбежно пришел к книге Струмилин С. Г. «Очерки экономической истории России», и без всякого удивления узнал, что академик Станислав Струмилин (Струмилло-Петрашкевич Станислав Густавович) в 1902 году жил и работал в Вологде. (Одна из глав его автобиографической книги так и называлась: «От Вологды до Парижа»)
Член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в 1901 году он был арестован и сослан в «подмосковную Сибирь» на три года.
Здесь он работал счетчиком в статистическом бюро Вологодской губернской земской управы. Работал и жил он в Вологде недолго, меньше года, и 8 июня 1902 года из вологодской ссылки бежал, но после этого забыл о своей попытке получить электротехническое образование, и занялся статистикой и экономикой.
И не зря...
Из его трудов можно узнать, каковы были заработки и цены со времени основания Вологды и практически до наших дней ( Струмилин скончался в 1974 году).
Итак, год основания Вологды, 1147 год.
Каковы в это время на Руси были заработки и что можно было купить?
К тому времени уже сформировался рынок наемного труда - еще в XI веке на строительстве Георгиевской церкви в Киеве платили весьма достойно - по ногате в день. На эти деньги можно было купить барана.
Согласно «Русской Правде» (сборник норм уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства XI века) на ремонте мостов работник получал за каждую городню одну ногату и одну куну, а сверх того, на прокорм деньгами или натурой: хлеб, мясо, рыбу, пшено и солод (на пиво или брагу).
Это – мужик, квалифицированный работник.
А наемный труд в сельском хозяйстве?
Батрачка в деревне XII века получала за сезон (обычно с конца апреля и до октября), кроме содержания на хозяйских харчах, гривну кун, или 20 ногат, то есть могла купить 20 баранов.
С чем можно сравнить? С XX веком? Попробуйте рассказать своей бабушке в деревне, что работница полеводческой бригады в колхозе с апреля до октября была на полном содержании, не тратила ни копейки на питание, поскольку питалась в столовой, сидя за обеденным рядом с председателем колхоза и бригадиром, а осенью, за трудодни пригнала домой стадо в 20 баранов или – получила в чистом виде тонну баранины.
Можно сравнить и с современниками - поденщик в Англии того времени получал в неделю 34 кг. пшеницы, что по сравнительму курсу меньше, чем России.
Чуть позже, XV век, псковская летопись. Строительство каменной стены в Гдове.
Зарплата работников на этой стройке составляла 1,5 новгородских деньги в день. По ценам новгородских писцовых книг XV века за эти деньги можно было купить полбарана или около 24 кг ржи.
Сравнительно с XI –XII веками в России - снижение уровня оплаты, но выше, чем во Франции того же XV века – здесь на дневной заработок чернорабочего можно было купить около 4 кг. говядины.
Сравниваем - средний вес барана в живом весе около 80 кг, выход мяса – около 50 кг. Вот теперь и сравниваем 25 кг. нашей баранины и 4 кг. французской говядины.
XVI век. рядовой поденщик получал 1,5 московской деньги, а ремесленник 2 деньги в день. За две деньги тогда можно было купить около 5 кг пшеницы, или около 8 кг ржи, или до одной четверти барана. (10-12 кг.)
Обратите внимание на разницу в оценке мяса и зерна - для выращивания хлеба нужно было много и тяжело работать, угадать со сроком вспашки и посева, вовремя собрать и обмолотить зерно, а бараны и овцы размножались и росли практически сами, только заготовь на зиму сена и веников.
Корова или лошадь - 1 р, ведро пива - 3 к
Иностранцы не уставали удивляться сытой, изобильной России того времени:
Иосафат Барбаро в 1436 году писал:
«Изобилие хлеба и мяса можно представить себе по тому, как продают мясо: его дают не на вес, а просто на глаз, причем не менее четырех фунтов за один маркет. На один дукат получают семьдесят кур, а один гусь стоит три маркета».
: «Зимой на лед реки свозят свиней, быков и другую скотину в виде ободранных от шкур туш. Твердые, как камень, их ставят на ноги, и в таком количестве, что если кто-нибудь пожелал бы купить за один день двести туш, он вполне мог бы получить их.
Сорок лет спустя, зимой 1476-1477 года, Амброджо Контарини писал примерно то же: «В конце октября река, протекающая через город, вся замерзает; на ней строят лавки для различных товаров, и там происходят все базары, а в городе тогда почти ничего не продается. Так делается потому, что это место считается менее холодным, чем всякое другое: оно окружено городом со стороны обоих берегов и защищено от ветра. Ежедневно на льду реки находится громадное количество зерна, говядины, свинины, дров, сена и всяких других необходимых товаров. В течение всей зимы эти товары не иссякают. К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени добавляют для сбыта на городской рынок, и чистое удовольствие смотреть на это огромное количество ободранных от шкур коров, которых поставили на ноги на льду реки. Таким образом, русские могут есть мясо более чем три месяца подряд. То же самое делают с рыбой, с курами и другим продовольствием».
Через сто с лишним лет об этом же пишет Марко Фоскарино:
«Москвитяне живут в своих домах скорее богато, чем роскошно, так как им доставляются разные сорта съестных припасов, какие только можно потребовать за низкую цену. Две курицы или утки продаются за какую-то мелкую серебряную монету, которая на наши деньги равняется каким-то четырем сольдо. Затем у них в изобилии имеется разных сортов мясо; зимою мясо заколотых животных не портится в течение целого месяца».
1601 год (Время ДО разрухи Смутного времени)
4 пуда ржаной муки - 30 копеек, пуд масла - 60 копеек, пуд сёмги - 37 копеек, лимон - полторы копейки, курица - 1 копейка. Одежда: шуба из овчины - 30-40 копеек, шуба на соболях - до 70 рублей, простые зипуны - 50 копеек, телогреи - 35-80 рублей, рубаха из холстины - 10-12 копеек. Средняя зарплата - 3-4 копейки в день
XVII век.
Данные 1674 года - средний заработок в день рабочих-металлистов составлял для мастера 57 копеек, для подмастерья — 38 копеек, для работника — около 10 копеек. В год это выражалось, считая 250 рабочих дней в году, для мастера — 145 рублей, для подмастерья — 95 рублей, для работника — 25 рублей. Учитывая дешевизну продуктов, такая оплата была достаточно высокой, пожалуй, одна из самых высоких в мире. Ведь на эти деньги даже работник мог купить в день не менее 50 кг ржи, а уж мастер был очень зажиточным человеком, по нынешним понятиям - верхняя планка среднего класса.
В это же время - поденная заработная плата наемных крестьянских работников-мужчин в 1640 году при пахоте, жнитве и молотьбе составляла 10 денег (5 копеек) в день; а женщина-жнея получала поденно 3 копейки. На эти деньги крестьянин-мужчина мог купить 24 кг ржи, а женщина — 15 кг.
(Уровень оплаты наемных сельхозрабочих практически не изменился до начала XX века. Мужчина мог купить на свой дневной заработок (исходя из цены ржи в 1910—1913 годах — 68,7 копейки) около 23 кг ржи, а женщина — около 14 кг.)
XVIII век. В это время самая высокая оплата труда в западноевропейских странах была в Англии, но уровень оплаты труда рабочих в ней значительно отставал от оплаты труда российских рабочих. В 1767 году рядовой английский рабочий мог купить на свою дневную зарплату 6 кг зерна, то русский рабочий — 10—11 кг. Говядины на свой заработок английский рабочий мог купить в два раза меньше, чем русский. В целом уровень оплаты труда русского рабочего в XVIII веке был в два раза выше английского и почти в три раза выше французского.
Дело в том, что большинство рабочих на городских фабриках и заводах были крестьянами, были членами сельских общин и имели землю. Фабриканту, чтобы привлечь их к работе на фабрику, нужно было платить БОЛЬШЕ, чем они могли заработать на земле.
К тому же - не будем забывать о почти дармовом источнике белка - рыбе.
Вот такая рыбина, весом в 72 пуда, ( 1 152 кг, больше тонны) была не очень редкостью в наших реках.
Ну, а карасей и плотвы мог наловить любой мальчишка на всю семью
(Продолжение следует)
Читайте далее – секрет русского изобилия, или тайна «летней деревни».