Я выбрал случайное. Дело вот в чем. В годы разбоя и разгула всего и вся объявились на северной земле кладоискатели, которые выгребали с обедневших сельских и городских жителей настоящие сокровища. Взять того же вологодского Сурова. Его "улов" составлял, по его же словам, 148 тысяч единиц хранения уникальных произведений крестьянского искусства. Это больше, чем всё собранное за 70 лет знаменитым областным краеведческим музеем.
Где эта коллекция сейчас после его гибели? Глухое молчание. Кого не спрошу - властей, интеллигенцию, художников - пожимают плечами, им, видите ли, неинтересно. Этот на наших глазах грабеж сравним разве что с конкистадорами, скупавшими за стеклярус золото инков и майя. Добавлю теперь - и русских. Купленное за бесценок - последнее, что осталось от нашей национальной культуры. Причем, если судить только по трем томам каталога с у.е., то есть по забытым уже "условным единицам", совершенно уникальные образцы.
Или коллекция картин Лунина. Этот предприниматель в 90-е годы скупал у бедных художников их работы. Он скончался. Где его коллекция? В ответ такое же глухое молчание. Наверно, думали, что еще напишут, нарисуют... Оказалось, что нет. Это было последним десятилетием - в досыл расцвету - развития вологодской школы художества. Дальше произошел обрыв, наверно, невосстановимый.
За деревянный дом-развалюху сражаются городом, а жемчуг, алмазы, самоцветы затоптали ногами и все молчат.