Портрет "нашей барыни" Веры Алексеевны Муравьевой

[Блогово]

Портрет "нашей барыни" Веры Алексеевны Муравьевой (Горяиновой), Госэрмитаж, 20-е годы XIX века, автор неизвестен. Годы жизни: 1790-1867. "Наша", потому как в моей родовой вологодской деревне Каргачево была ее усадьба, а мой прапрапрадед Степан служил у барыни бурмистром, то есть управляющим поместьем, а затем после реформы 1861 года выкупившим и сам барский дом, от которого сегодня не осталось и следа. 

Судьба Веры Алексеевны трагична. Она была дочерью вологодского губернатора А.А.Горяинова (занимал этот пост с 1800 по 1806 гг.). В 1810 году его жена, мать "нашей барыни" Матрена Ивановна получила вотчину в Каргачево (спустя, как видим, четыре года после губернаторства мужа, умершего в 1826 году, а не сразу, как теперь). 

В 1818 году Вера Алексеевна вышла замуж за Артамона Захаровича Муравьева (1793-1846), поздновато, в 28 лет. Он являлся участником Отечественной войны и зарубежных походов. С 1824 года командовал Ахтырским гусарским полком. Его сестра Екатерина была замужем за министром финансов, графом Е.Ф.Канкрином. 

Артамон Захарович собрал во время военной службы в экспедиционном корпусе М.С.Воронцова во Франции большую библиотеку, был увлечен медициной, посещал лекции, считался блестящим русским офицером. 

Он же был троюродным братом Лунина, Никиты и Александра Муравьевых, Сергея, Матвея и Ипполита Муравьевых-Апостолов. Верхушка будущего декабризма! Узок был круг этих революционеров-террористов, либеральная старушка Европа вскружила им головы. 
Состоя в тайных обществах, Артамон Захарович трижды (!!) сам вызывался на цареубийство, являясь сторонником решительных действий одиночек, понимая, какой грех берет на себя, какая кара его ждет, но искренне и горячо веря, что насильственная смерть Государя Александра I, под знаменами которого он храбро сражался, расчистит дорогу положительным преобразованиям в России. Русские мальчики!.. Хотя какие?! Фронтовики, многодетные отцы, блестяще образованные дворяне древних родов...

В Петербурге и летом в Каргачево Артамона Захаровича ждали три маленьких сына и любящая жена Вера Алексеевна. 

Полковник Муравьев не был на Сенатской площади в день восстания, его арестовали в расположении Ахтырского полка 31 декабря 1825 года в Бердичеве. Я читал его следственное дело ("Муравьева 3-го Артамона"), очень тяжелое чтение: и скрытность, и раскаяние, и выдача товарищей... Он считался "преступником первого разряда", был приговорен к смертной казни отсечением головы. Но... император Николай I его помиловал, казнь заменил на вечную каторгу, сразу же срок сократив до 20 лет, в 1832 году - до 15 лет, потом до 13. Но после каторги - вечное поселение в Сибири. По этапу Муравьев был отправлен в кандалах на нерчинские рудники.

А что же любимая жена, "обожаемый ангел", как он ее называл? Она простила его и начала собираться к мужу, как о том не раз сообщала в своих письмах. Мало, кто знает, какие условия были уготованы декабристским женам. Император предписал: невинная жена, следуя за преступником мужем в Сибирь, должна оставаться там до его смерти. Детей забирать с собой запрещалось. Дети же, рожденные в Сибири, определялись в казенные крестьяне. Мужья на каторге лишались права переписки. 

Перед Верой Алексеевной встал мучительный выбор: или трое сыновей, совсем маленьких, или муж. Она выбрала дом. Кто ее осудит?.. Также, как уехавших жен декабристов, бросивших своих детей.

Сохранилась переписка Артамона Захаровича и Веры Алексеевны, она опубликована. А как же запрет? Знаменитые декабристки М.Н.Волконская и А.Г.Муравьева, в феврале 1827 года приехавшие к мужьям в Нерчинский край, взяли на себя обязанность быть посредницами в переписке каторжан с семьями. Они писали и от своего имени, и копировали послания декабристов, отправляя до 20 писем в неделю. Живший единственной надеждой увидеть свою жену, Артамон Захарович больше с ней никогда не встретился. Для него это был страшный удар. Счастье супругов навсегда их покинуло. В начале 30-х годов умерли два их маленьких сына, и Вера Алексеевна всю себя посвятила воспитанию последнего Александра (он дожил благополучно до 1888 года). 

Скончался А.З.Муравьев на поселении в Иркутской губернии, его надгробие числится в федеральных памятниках. Вера Алексеевна похоронена в Александро-Невской лавре. Могила ее не сохранилась.

...Добрые сельские люди подарили нам столик красного дерева из прихожей барского дома Муравьевых в Каргачево. Еще сохранился портрет "нашей барыни" в Эрмитаже, написанный, вероятно, после трагедии 1825 года. Вера Алексеевна на нем задумчиво грустна, в глазах слезы, медальон, вероятно, с портретом мужа сокрыт за ее поясом. Это - единственные оставшиеся вещи несчастной семьи Муравьевых.

Фото Вадима Дементьева.