Александр Николаевич Плигин отдал восстановлению древнего Спасо-Каменного монастыря на крохотном острове в Кубенском озере больше десяти лет – точнее будет сказать, он отдал Спасу всю свою жизнь. На острове Плигина и похоронили морозным январским днем 2004 года, рядом с дере-вянной часовней, которую он обыденно поставил вместе с друзьями и помощниками. Уже в больнице, незадолго до кончины, Александр Николаевич говорил жене: «Надя, не оставляй Спаса, он всех нас ещё спасет не раз». Ему тогда шел 57-й год.
8 апреля, в Лазареву субботу, исполняется 70 лет со дня рождения А. Н. Плигина.
Александр Николаевич Плигин начал восстанавливать Спасо-Каменный монастырь в начале девяностых. Это сейчас народ удивляется – что его занесло туда, на этот остров посреди озера, где одни развалины?.. Плигин не был фантазером, мечтателем, он был реалистом - только реальность ощущал чуть-чуть по-другому, чем большинство из нас. Полнее, наверное.
Начал он возрождение Спаса вместе с архитектором Александром Асафовым, тогда это был серьёзный проект, обеспеченный государст-венным финансированием. Неожиданно Асафов скончался, а потом рухнула страна, и никому не стало дела до островного монастыря – даром, что это одна из древнейших островных обителей, что здесь подвизались несколько русских святых, что взорванный в 30-е годы пятиглавый Спасо-Преображенский собор был первым каменным храмом Русского Севера – и одним из красивейших, не зря же его называли «Вологодскими каменными Кижами»…
Александр Николаевич на Спасе остался один. Годами он был здесь и мастером, и сторожем, и строителем, и экскурсоводом, и грузчиком, и механиком – и кем еще только не был. Кто-то назвал Александра Плигина хранителем острова, и это слово осталось с ним навсегда. Он и был хранителем – заботливым, умелым, любящим…
Мне кажется, для Александра Николаевича Спасо-Каменный был не просто архитектурным памятником, не просто историческим объектом, эстетическим явлением – Плигин относился к Спасу как к живому существу, которому плохо и которому нужна срочная помощь. Если Спас выживет, понимал хранитель Плигин, - лучше будет нам всем, а если сохранить не удастся, всем будет так плохо, что не передать словами… Там что борьба за выживание Спаса была и борьбой за выживание народа, как бы это пафосно ни звучало.
Плигин пафоса не переносил. Когда его спрашивали о перспективах Спаса, Александр Николаевич отвечал: «Думаю, что всё здесь возро-дится, я так чувствую». Ответ не мечтателя, а уверенного делателя: он знал, что иначе быть просто не может.
В те годы на Спасе-Каменном побывало немало самого разного народа, и не только вологодского. Были иностранцы, были знаменитости, почти все благодарили и поддерживали – кто денежкой, большой или маленькой, кто теплой записью в «Книге посетителей». И эта волна теплоты, добра и любви, которую Плигин разогнал от Кубенского озера по всей России, вернулась на Спас, не могла не вернуться. О Спасо-Каменном и о тех, кто его восстанавливает, сняли документальные фильмы, выпустили книгу. Уже без Плигина отреставривали трапезную палату, готовятся приступить к восстановлению Преображенского собора. Крест, сияющий над Успенской колокольней, подняли и освятили при Александре Николаевиче; и первую Литургию совершили при нём, ещё когда на первом этаже был оборудован временный храм. Позднее храм устроили в одном из ярусов колокольни, и сейчас почти каждую неделю там служит настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский). И за каждой Литургией возносит у престола Господня имя Александра Плигина - храмоздателя, подвижника.
Подвижник – это тот, кто движется. Он сдвигает с места тяжелущий камень какого-нибудь невероятного дела, не вступая в обсуждение, какие применить приспособления да где их раздобыть. Мы всё дискутируем, обсуждаем варианты – а глядишь, камень-то сдвинулся!
Героизм подвижника – не в полёте прыжка чрез пропасть, не в битве с тьмой врагов; не рывком добивается он победы, а постепенным про-движением к цели. Может быть, не всегда и видным со стороны и уж точно не сопровождающимся фанфарами и барабанами.
Подвиг – это движение. Не всегда яркое, заметное, но всегда – в правильную сторону. В ту, куда направляет Господь. Дело подвижника – не столько прилагать усилия, возможные (а порой и невозможные), сколько не сбиться с пути.
Александр Плигин шёл в правильную сторону. Он и нам показал, куда идти. Хватило бы сил не сбиться…