...в пересказе Анатолия Ехалова
Говорят, когда-то ходил Господь по земле с коробом, в котором несть числа было всяких ремесел и промыслов. Ходил Господь по городам и селам и раздавал людям умения: кому гончарный промысел достанется, кому кузнечный, кому плотницкий, кому столярный, сапожный, катавальный, ложечный…
И было радостно людям, когда съедутся на ярмарки со всех округ: изделия свои, кто, во что горазд, выставляют на продажу да обмен.
А вот Устюг Великий получился на особинку. В Великом Устюге промашка, говорят, у Бога вышла. Запнулся Господь за камень, уронил короб, и высыпалось из него сразу множество ремесел. Набежали люди, ремесла порасхватали, по избам растащили.
Махнул Господь рукой: «Пусть владеют да трудятся. А я потом вернусь да проверю. Все ли ремесла сохранили или пожадничали, лишку прихватили…»
И расцвели в Устюге различные промыслы и ремесла: и шемогодская резьба по бересте, и расписная глиняная игрушка, и северная чернь, и мороз по жести, и щетино-щеточный промысел, и кузнечный и судостроительный…
Спустя время вернулся Господь в Устюг проверить: все ли ремесла сохранили устюжане? Считал, считал, одного недосчитался. Забыли устюжане ремесло мороза по жести, не уберегли. А красивый был промысел. Сундуки устюжские, оправленные жестью, на которой были нанесены узоры, напоминающие окна в морозных кружевах, по всей России славу снискали и за границу сплавлялись из Архангельска.
Рассердился Господь на нерадивых устюжан и в наказание пустил им мороз по коже… Те ежились, ежились да стали валенки катать, полушубки шить да рукавицы шубенки… Но ремесло мороза по жести так до сих пор и не вспомнили.