Маршрутный пасьянс

[Блогово]

Чтобы показать, что представляет логистика общественного транспорта в Вологде я достала из кошелька разношерстный набор скидочных карт для проезда и стала пояснять:

- на желтой карте написано 88 маршрут, но она действует для 14;

- на электронном билете на 30 поездок нарисован автобус, но она действует и для всех троллейбусов, а вот для автобусов не для всех, но для каких билет вам не скажет. И, кстати, запоминайте дату первого использования, а то она действительна только на 45 дней; 

- ничего страшного что на синей карте, которые называют поддержкой (но это не карта Поддержка, как объясняли кондукторы) написаны номера маршрутов, они многие поменялись. Надо просто зайти в автобус и оглянуться если где-нибудь написано "Забота" не действует", можно смело пробовать подать синюю карточку. Аналогично, если на стекле автобуса надпись "Поддержка не действительна"(как символично), делать с этой картой нечего.

Так как я отношусь к социально защищенному слою населения (знать бы что у меня защищено), то карта "Забота" мне не положена. 

Этот пасьянс карточек я разложила для урбаниста, автора проекта "Город для людей" Артема Гершмана, который в эту субботу прочитал лекцию "Общественный транспорт: как правильно?". Продемонстрированное логистическое безумие, ой, разнообразие оплаты проезда в Вологде резко контрастировало с тезисами лекции. 

Удивительное дело, но, казалось бы, банальная для рассмотрения тема была комплексно и интересно подана, а главное содержала четкие и довольно аргументированные принципы строительства сети общественного транспорта в городе. С примерами, как зарубежными, так и вполне себе отечественными. Ведь могут же! 

Первый тезис лекции был традиционен - о приоритетах в развитии городского передвижения схемы от пешехода и велосипедиста к общественному транспорту и только далее к автомобилям и парковкам. В нашем же городе, как впрочем и многих других, царит его величество автомобиль.

Однако, математика городского пространства - компактного размещения на ограниченной территории - требует развития именно общественного транспорта, а не автомобильного, которое априори занимает больше места (две парковки) и перевозит 1-2 человека. 

Главный тезис лекции: "Общественный транспорт не конкурирует друг с другом, общ.транспорт конкурирует с автомобилем", еще потребует масштабного осмысления и городскими властями, и, предположу, автомобильным сообществом. 

Небольшая дискуссия в рамках лекции случилась по вопросу остановок. Ее инициировал С.Николаев (см. павильоны хлебокомбината на остановочных пунктах), который спросил о необходимости на пересадочных пунктах (т.н. хабах) оборудовать отапливаемые помещения. Согреться, чаек попить. Выразила мысль, которая редко видимо приходит к людям, перемещающимся на автомобилях, меньше всего я хочу на остановке пить и греться, я хочу с нее как можно быстрее уехать. И заходить в помещения, а значит терять контроль за дорогой (приходящим транспортом) абсолютно не комфортно для пассажира. 

Ну и еще одна болезненная для Вологды тема - умирающий электрический транспорт. О ценности сохранения и необходимости развития этого вида общественного транспорта даже записала отдельное видео. Помимо прочих аргументов у троллейбусов есть одно важное преимущество (на которое и ориентируются разумные страны), это сравнительно низкие оперативные расходы, т.е. долгосрочная выгода.

На лекции были замечены, кроме городских активистов, интересующихся темой, несколько политиков, парочка представителей НП перевозчиков и даже один начальник отдела транспорта АдГорода.

Удивительней всего, что там не оказалось представителей Вологодского университета (хотя из приглашали лично, хм), с которыми администрация города Вологды заключило соглашения о разработке системы общественного транспорта. Из чего напрашивается несколько печальное обстоятельство - есть потребность менять общественный транспорт, но нет желания делать это эффективно. Чего стоит проблема жителей улицы Баранковской, для которых интервал возможного появления автобуса № 43 от 25 до 190 минут! Тут уж чаем-кофем на остановке не обойтись, тут уж спальные места впору организовывать. Еще один факт, который искренне поразил приезжих урбанистов. 

Конечно, решением одной Баранковской проблемы не изменить ситуацию, необходим именно системный подход. 

PS да, я знаю, что троллейбусная скидка не действует, но вдруг опять заработает. Мало ли. Не выкидываю.