Продолжение. Начало - здесь.
Приезд Бунина в северный город был неофициальный, поэтому сообщений об этом факте в печати того времени не имелось. О своей поездке в Вологду сообщил сам Бунин 14 сентября 1930 года писателю Л.Ф. Заурову, жившему в его парижской квартире. Бунин сказал, что был в Вологде «году шестнадцатом» у «Сашеньки».
С Сашенькой Померанцевой, дочерью орловского профессора, Бунин встретился в самом начале 90-х годов прошлого века в редакции газеты «Орловский вестник», в которой тогда работал.
Девушка принесла в редакцию рукопись своего рассказа «История кусочка хлеба». «Редактор дал мне его прочесть, - рассказывал Бунин. – Оказалось талантливо, что мы ухватились за нее двумя руками».
Через четверть века Бунин навестил Сашеньку в Вологде.
Из рассказа Бунина о Сашеньке известно, что «она была идейная революционерка» и, вероятно за свою революционную деятельность была выселена в Вологду, где «жила с каким-то рабочим-большевиком».
«Я пришел к ней в дом, - продолжал рассказ Бунин, - поднялся по какой-то грязной лестнице, где пахло нечистотами. Постучал, она вышла все такой же длинной черной юбке, с седыми обрубленными волосами, выкатила на меня глаза, как два облупленных яйца».
Сашенька сразу узнала Бунина, сказала о том, что она живет в Вологде «на положении не вполне легальном» и предложила куда-нибудь уйти», так как в квартире хозяйка может подслушать их разговор. Они вышли из дома. На улице «была весна, ярка и густа зелень».
Бунин нанял извозчика и «сказал ему везти за город». Они «поехали к монастырю», который «вырос прямо из черной равнины, и была такая прелесть в его стенах, эта белизна, толщина, грубость…» (Спасо-Прилуцкий монастырь).
«Потом, - рассказывал Бунин, - этот голый деревенский погост… Словом, у меня осталось от этого такое прелестное впечатление, что вечером я сказал себе: «Нет, шабаш, надо уезжать! – и уехал, хотя она и просила остаться».
С чем был связан столь поспешный отъезд писателя из Вологды?.. Куда торопился Бунин?... Приезжал Бунин в наш северный край не только для свидания с Сашей. Север привлекал Бунина как писателя. Жажда новых впечатлений осуществления творческого замысла, желание душевно развеяться и выйти из создавшегося в связи с империалистической войной творческого кризиса – все это располагало Бунина к поездке.
В самый разгар империалистической бойни Бунин работает над темой схимничества, смирения, чтобы забыться, уйти от страшного мира насилия и кровопролития. Его устойчивый интерес к этой теме был обусловлен событиями затяжной братоубийственной войной, давившими на его ранимую писательскую душу. Бунин несколько раз переделывает житейский рассказ «Аглая», повествующий о трагической судьбе крестьянской девушки, которая под воздействием бывшего ей знамения уходит в монастырь, где постригается в монахини. Вскоре после принятия Аглаей схимы старец Родион Предлагает ей «кончину принять», и она умирает…
Рассказ «Аглая» был впервые опубликован на Север в двух номерах архангельской газеты «Северное утро» за 7 и 8 марта 1915 года. Вызовет особый интерес северян то, что окончательный вариант рассказа «Аглая» написан Буниным на материале монастырской Вологодчины.
Русский Север с его многочисленными монастырями, скитами, богатейшими монастырскими библиотеками мог быть хорошим источником для творческого завершения рассказа «Аглая», для чего Бунин совершил поездку в конце весны 1915 года в северный монастырский край, заехав сначала в Вологду. В «Странствиях» Бунин писал: «Опять весна, и я опять живу в большой глуши – в тех самых краях, где несколько веков тому назад подвижник, про которого сказано:
Ты в пустыню суровую,
В места блатные, непроходимые
Поселился еси…
«Что это за «глушь, в которой в давние времена «поселился» какой-то «подвижник», а в первой трети 20 века жил Бунин? ... О каком «подвижнике» сказано?
«Городок маленький, деревянный. Основан чуть не в самом начале Руси… Середина города окружена высокими земляным валом с тремя проходами. На валу еле заметно место, где была сторожевая башня. Вал зарос густой травой, а в траве высыпали по весне желтые лилии. За валом собор, несколько деревянных домишек, два государственных здания и три березовых аллеи, в которых поют птицы. …Тут же пруд, отражающий берега и весну».
Не Белозерск ли это, основанный в 862 году? …Судя по описанной местности – Белозерск. И поныне в нем сохранился древний высокий земляной вал с тремя проходами, бывшим городским оборонительным укреплением. Деревянные стены и башни крепости, сооруженные поверх земляной насыпи, из-за ветхости были разобраны в 1758 году. За валом, как и в былые времена, возвышается Преображенский собор. Там же сохранились два старых кирпичных здания: в одном из них было духовное училище, а в другом присутственные места. Сохранились и три деревянные дома старой постройки. Есть и водоем, похожий на пруд, кое-где березы – остатки белых аллей…
В «Странствиях» указано место жительства Бунина: «Я живу не в городе, а за городом, на горе». Город с церквами и собором внизу, на широком разлужье, полускрыт тополями и липой. С горы открывается даль: перевалы, холмы, кое-где покрытые лесом… Дальше за холмами леса все гуще и темнее…» Что за гора? Где жил Бунин? Можно предположить, что жил писатель на Спасской горе, откуда хорошо был виден город.
С пребыванием Бунина на Севере, связано изменение названия села в окончательной редакции рассказа «Аглая». Село. За которым лежала деревня Аглаи, в ранней редакции рассказа называется Свято-Озеро, а в окончательном варианте оно называется «село на Свят-Озере». Это изменение в названии села могло произойти от Святого озера, расположенного недалеко от Кириллова. Время приезда Бунина в Вологду и Белозерск совпадает.
Вологодчину, ее окрестности Бунин вспоминал и за границей. Эта часть северной России для писателя-изгнанника была священным местом. 23 января 1922 года он в дневнике сделал такую запись: «Ночью вдруг думаю: исповедоваться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! Затрепетать от власти его, унизиться перед ним, как перед Богом…почувствовать его как отца…»