Самый хороший вопрос, который мне задали на этой неделе, звучал так: Почему раньше тысячи домов строились так, как вы показываете на фотографиях, а теперь нет? Почему деревянное зодчество, которое, по мнению огромного числа людей, является уникальной и неповторимой чертой нашей культуры, за последние пятьдесят лет сдало практически все свои позиции? В чем причина столь бурной её популярности в XIX веке (и особенно к рубежу XIX-XX веков), и столь же невероятного падения? Можно ли вернуть деревянному зодчеству, как широко распространенному явлению, его блеск и сияние?
Попробуем разобраться.
Причин распространения деревянного зодчества в XIX веке довольно много. Это и удешевление производства стекла, и появление лобзиков (и усовершенствование других инструментов), и распространение пиленых (взамен более дорогих, тёсаных) досок, и мировое увлечение романтическим национализмом, и освобождение резчиков от, традиционных для них занятий, по украшению резьбой речных судов, и еще много-много всего. Но перечисленные причины рассказывают лишь об одной стороне вопроса.
Все украшенные резьбой деревянные дома, легко разделить на две группы: я условно называю их «городские» и «деревенские». Городские — те, что строились артелью на заказ и украшались профессиональными резчиками, а деревенские — те, что строили самостоятельно или «всем миром», а украшал дом сам хозяин. Очевидно, что городские могут стоять и в деревне (как например известный «Дом в Асташово»), а деревенские есть практически в каждом городе.
По моему убеждению, распространение деревянного зодчества шло сразу двумя путями: «деревенским» — когда различные элементы резьбы перенимали друг у друга из села в село простые люди (и это довольно медленный путь); и «городским» — когда знатные люди, выстроив в губернии свою усадьбу (или доходный дом) и украсив её резьбой на заказ, невольно оказывали влияние на всю округу. Подтверждения этому находятся повсеместно: стоит отыскать самый красивый в округе дом, как оказывается, что его многократно полностью или частично копировали.
Наиболее ярко это проявилось в Сибири, где отправленные в ссылку декабристы, настолько сильно повлияли на местную архитектуру, что след этот виден буквально во всём, начиная от резьбы (она имитирует лепнину), размера окон (они громадные, как во дворцах), до размера самих домов (они повсеместно не по климату просторные).
«Деревенские» дома строились во многом с оглядкой на дома «городские» ещё и потому, что для хозяина дома, занимавшегося отделкой самостоятельно, «городские» были невиданным доселе идеалом красоты и сложности исполнения (исключение составляют лишь собственные дома резчиков, но о них совсем другая история), поэтому уместно будет говорить, что распространение деревянного зодчества по стране шло скорей «сверху», через дома «городские».
И тут мы подходим к самой интересной части нашего исследования.
Что же было причиной массового и повсеместного строительства домов, декор которых выполнялся на заказ, а стоимость резного декора при этом зачастую равнялась стоимости строительства самого дома?
А причина одна — деньги.
Повсеместный и огромный подъем в заработках (начало XIXв— начало XXв), привел множество предприимчивых людей из низов к богатству и возможности такого строительства. Просто время так сложилось: индустриальная революция и гильдейское купечество на гребне волны. А уже вслед за ними — и всё остальное.
В этом и кроется, на мой взгляд, и простой ответ на вопрос: можно ли вернуть деревянному зодчеству блеск и статус, достойные этой славной традиции: — Можно. Если повторить путь, пройденный тогда. То есть если в каждом городе (а желательно и селе), по нескольку успешных предпринимателей отстроят (или отреставрируют) для себя традиционные особняки в народном стиле (по описанной выше классификации это будут «новые городские»), то вокруг них вскорости и в большом количестве появятся и дома, украшенные резьбой уже самими хозяевами («новые деревенские»).
А есть ли другой путь? Что думаете?
PS На фотографии — конечно же Томск.