Часть третья. Горечь Вологодской ягоды
И все таки – шизофрения?
После того, как в 2012 году в Красавино прихлопнули льнокомбинат, наши руководятелы, спасая город Красавино от безработицы, обещали построить в Красавино комбинат по хранению и переработке ягод, грибов и овощей.
Обещали то 200 человек занять работой, то 350. А сезонную занятость обещали аж 1500 человек, представляя, как красавинцы наберут полны пестери грибов-ягод, приволокут на комбинат, и там эти дикие ягоды к-а-а-ак шарахнут шоковой заморозкой!
Такое ощущение, что в порядке испытания этих морозильных камер мозги у наших руководятелов и у ихних советников-помощников начисто отморожены.
В XXI веке рассчитывать на ДИКОРАСТУЩИЕ, что бы прокормить население города, пусть и небольшого?
Однако, совсем плохие...
Информация к размышлению - во всех НОРМАЛЬНЫХ странах давным-давно клюкву выращивают в промышленных масштабах.
Вот так собирают клюкву в Белоруссии.
Вот это – плантация голубики.
Вот это - сбор урожая на плантации брусники.
И даже нежную малину собирают механизировано.
То есть, точно так же, как же – с другими продуктами.
Наши предки добывали куниц, соболей, бобров и горностаев в окрестностях Вологды, позднее – в лесах восточнее Устюга, потом в погоне за «мягким золотом» добрались до Аляски и Алеутских островов. Сейчас норок и соболей выращивают на зверофермах.
Когда-то войска на Руси не брали с собой провизии, если путь лежал через лес. Зачем грузить на телеги бочки с солониной и копчёными гусиными полотками, если по лесу бегает и летает множество мяса, а в реках плещутся пудовые осетры?
Когда на Руси было 5-6 миллионов населения, то дичи и рыбы хватало.
Сейчас наше мясо растет не в лесу, и даже не на поле, а на ферме. И чтобы поесть яиц, вовсе не обязательно лазать по деревьям и разорять птичьи гнёзда.
Давным-давно наши предки перестали собирать дикое зерно и копать в лесу съедобные корешки.
Дикий рис сегодня во всём мире едят несколько тысяч человек, остальные миллиарды кормятся с рисовых чеков Индокитая, Китая и других рисоводческих регионов, в том числе - и наша Кубань.
А дикой кукурузы, к примеру, вовсе не существует.
Тенденция
В XVIII веке в Петербурге был знаменательный обычай - на пасхальный стол архимандриту подавали осетра весом в 30 пудов и больше (килограмм на 500). И осётр этот был абсолютно свежим, что гарантировалось его поимкой в пасхальное утро.
В 1830 году обычай изменился по факту - подавали осетра килограмм на 150, и ловили его за два-три дня до Пасхи – для надёжности, а то блюдо могло оказаться и пустым.
Обычай кончился в 1917 году, и в последние годы осетры были килограмм по 80-90.
Вопрос - можно ли сегодня поймать балтийского осетра? Вероятность приближается к нулю.
Может быть, только у нас такая ситуация?
Когда-то англичане в Темзе, прямо возле Тауэра ловили осетров, и по цене осетрина была доступна крестьянам и горожанам, а теперь эту деликатесную рыбу доставляют из Ирана к столу ну о-о-очень обеспеченных людей.
Тур Хейердал в 1947 году плыл на плоту «Кон-Тики» через океан, который кишел рыбой. Путешественники вообще могли не ловить рыбу, достаточно было собрать ту, которая сама запрыгнула на плот. Однажды утром дежурный собрал 27 штук.
Всего через 20 лет, в 1967 году этот же Тур Хейердал плыл через Атлантику на папирусном корабле, и рыбные консервы оказались весьма кстати. Рыба ловилась далеко не каждый день….
В океанах выловили почти начисто мерлузу и хека, и уже у берегов Антарктиды добывают ледяную рыбу.
Когда-то балтийской килькой и селёдкой кормили свиней, сегодня селёдка превращается в деликатес.
Океан не замечал, когда из него кормились миллионы и сотни миллионов человек. А когда черпать рыбу стали несколько миллиардов…
И рыбу теперь выращивают.
Вывод
Мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали.
И вот теперь в вологодском Белом доме грезят, (или бредят?) о том, как ДИКОРАСТУЩИЕ грибы-ягоды спасут город от безработицы.
И что же им видится в этом бреду?
Дескать, полторы тыщи безработных красавинских ткачих, прядильщиц и наладчиков на свой страх и риск разбредутся по окрестным лесам и соберут сырье для работы комбината, а себя за два месяца обеспечат средствами дожить до следующего лета? (Или по методе медведей залягут по осени в спячку, чтобы пережить голодную зиму?)
При этом ни стажа не будет, ни выплат в пенсионный.
И это притом, что ни грибов, ни ягод в окрестностях Красавино и Великого Устюга в промышленных масштабах нет. На жареху, наесться до отвала - есть. Заготовить на зиму себе и послать маленько родственникам - найдется. А обеспечить работу комбината – хренушки.
Так что – красавинский десант на вертолетах будут забрасывать в Тотемский и Междуреченский районы?
И пару батальонов в Тарногу бросят с парашютами?
Нет, не будут. В том числе и потому, что «Вологодская ягода» закупает сырье от Карелии и Мурманска до Алтая, и потому понятия – неурожай – у нее нету.
Или - вы много видели в Вологодской области вишневых садов? А вот замороженная вишня с лейблом «Вологодская ягода» - вот она.
Ожидаем сушеных вологодских бананов и мороженых вологодских ананасов во французском шампанском.
Но все таки ягодно-грибной комбинат в Красавино решили строить, и казалось бы - слава Богу, ибо он дал бы работу хотя бы двум сотням человек.
Но – где начали строить?
И снова у меня возникают большие сомнения в дееспособности наших руководятелов.
Выбор места
Вопрос - какая злая нужда заставила на пустыре, без коммуникаций, на диком бездорожье строить этот комбинат? Конечно же – по «новейшим» технологиям времянкостроения?
(Фото Марины Липиной)
Вот же – пустуют гигантские добротной постройки цеха льнокомбината, из которых уже вывезено оборудование.
Места более чем достаточно, что бы разместить запланированный комплекс по обработке и дезинфекции тары, микробиологическую и радиологическую лаборатории, лабораторию физико-химического контроля, линии мойки продуктов, бланшировки грибов и комплекс быстрой заморозки. И тут же - цеха сортировки, резки, соления и сушки грибов, сушки ягод...
Я так прикинул, на Льнокомбинате можно было три таких комплекса разместить, и еще бы место осталось.
Что, невозможно было организовать производство здесь, в пешеходной доступности большинства работников, там, где уже подведены все коммуникации?
Объясняет губернатор Олег Кувшинников:
- Оценка основных фондов льнокомбината - 410 миллионов рублей. На мой взгляд, она серьезно завышена. Рыночная стоимость аренды - более семи миллионов рублей в месяц. Ни один предприниматель не осилит такие платежи. Поэтому инвесторы решили строить предприятие с нуля, - (Цитирую по: Красный Север №219 (26 999) / СРЕДА, 21 ноября 2012/)
Вопрос – а с какого хрена комбинат, «купленный» в 2007 за 46 миллионов, после того, как его разграбили, вывезя оборудование и станки, стал стоить 410 миллионов?
И – какая, к лешему, РЫНОЧНАЯ стоимость аренды, если контрольный пакет акций ОАО «Вологодский текстиль» у правительства Вологодской области?
Больше семи миллионов в месяц? То есть за год аренды хотите взять В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, чем заплатили в 2007 за весь комбинат?
Вот эти самые люди и купили...
Ох, что то давно никого на Красной площади не вешали...
Нет, никакого экстремизЬма и призывов к насилию.
Я имею в виду - портреты вывешивать, и с пояснительной надписью - дескать, вот этот наш отец-милостивец приложил руку к тому, чтобы обанкротить Красавинский льнокомбинат и под шумок купить его за 46 миллионов рублей.
А вот этот его преемник в делах - говорит, что за аренду комбината надо платить БОЛЬШЕ 7 мультов в месяц, и потому надо в другом месте строить, и денег на это найти...
И тут же на щите арифметическая задачка из курса начальной школы
7 х 12 = 84 миллиона рублей аренды ЗА ГОД. А купили – за 46 мультов!
Честь и слава ударникам капиталистического труда!
Тут ведь что надо понимать - ни золотой, ни бриллиантовый инвестор не будет отдавать СВОИ кровные денежки за аренду, отрывая у своих детей возможность зажигать в Куршавеле и Ницце и заставляя пересесть с Мазератти и Порше на Жигули. Нет, деньги для этого можно добыть только недоплачивая работникам.
Заплатить за аренду СВОЕГО комбината должны жители Красавино, которые своим трудом, из поколения в поколение, на протяжении 160 лет уже не раз оплатили его.
И теперь своим трудом должны оплатить строительство нового комбината с нуля.
Но и этот НОВЫЙ ягодно-грибной комбинат только обещают...
Уже четыре года.
Продолжение следует.
Читайте далее -
ПОД РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВОЙ
Хроника обещалок