Рабочие тетради: и вновь продолжается бой…
Напомню, что согласно действующему законодательству "если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то, безусловно данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета". Но насколько свободна школа в своем волеизъявлении относительно приобретения тех или иных учебных пособий?
Позиция ДО: «Попробуйте включить РТ в список учебных пособий (приобретаемых за счет бюджета) – сами же и будете искать средства на их приобретение». Однако, позиция ДО противозаконна. В Законе сказано - за счет бюджета (субвенций), а не за счет школы. Но спорить с ДО себе дороже. Поэтому никаких особых требований к ДО по поводу РТ школы не выдвигали, надеясь на понимание со стороны родителей. Родители, конечно, возмущались и … покупали.
Однако, после известных заявлений ДО вынужден был признать очевидное – необходимые для качественного учебного процесса РТ должны предоставляться за счет бюджета . Но поскольку бюджет на этот год был уже сформирован по старым принципам (один учебник и всё), то все РТ попросту убрали из учебных планов и программ (такой вариант развития событий мы также прогнозировали ). Однако, есть РТ, которые являются неотъемлемой частью учебника. Без использования таких РТ на уроке учебный процесс был бы неполным.

Что делать учителю в этом случае? Апеллировать к родительскому сообществу. Если все 100 % родителей в классе приобретут эти РТ за свой счет, проблем с преподаванием предмета у учителя возникнуть не должно (да, отсылать учащегося к РТ, незаявленной в программе нельзя, но кто из контролирующих органов об этом узнает). А вот, как быть, если хотя бы один из родителей, не захочет покупать РТ за свой счет (протест, отсутствие средств – неважно, по каким причинам)?
Сначала включается механизм давления со стороны родительского комитета класса ( или родителей, приобретших РТ) - "этожевашребенок". Некоторые, дабы не подвергаться обструкции со стороны родительского сообщества, сдаются. Если не помогло – им обещают копировать задания из РТ (кстати, не понимают, что, во-первых, копирование страниц из РТ незаконно, а во-вторых, копирование обойдется в конечном итоге гораздо дороже, чем приобретение РТ).
Если и это не помогает, то есть два варианта решения проблемы: либо учитель отказывается от использования РТ в учебном процессе (т.е., не отсылает учащегося к работе в данной РТ, не ставит оценки по выполненным в РТ работам и т.д.), либо школа приобретает эти РТ ( на какие средства – из внебюджетных фондов или из личного кошелька директора – неважно). В любом случае, родитель, не приобретший самостоятельно и за свой счет РТ по предмету, при преподавании которого учитель отсылает учащегося к данной РТ, должен написать заявление на имя директора школы с требованием обеспечить учащегося этими РТ (не обеспечит - вперед, в прокуратуру)..
Виноваты ли родители в том, что они не приобрели РТ за свой счет? Нет, они этого делать не должны в силу действующего законодательства.
Виноват ли директор школы в том, что не обеспечил учащихся РТ, необходимыми в учебном процессе? Да, виноват, поскольку не настоял на своих законных требованиях о включении данных РТ в список на приобретение их за счет бюджета. Возможно, нужно было использовать иные методы и средства убеждения чиновников из ДО (в частности, привлечь внимание общественных организаций к решению проблемы и т.д.).
Виноваты ли руководители ДО в том, что исключали саму возможность приобретения школами РТ ( сказки о том, что школы сами не давали таких заявок, во внимание не принимаются)? Да, виноваты, поскольку согласно действующему законодательству «к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ».
Механизм приобретения учебников и РТ общеобразовательными учреждениями области согласно Приказу Департамента образования области от 18 мая 2016 года N 1379 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ» выглядит сегодня следующим образом:
1. АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (ВИРО)
- проводит анализ стоимости учебников и учебных пособий в разрезе издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий,
- размещает данную информацию на сайте ВИРО.
2. Общеобразовательные учреждения
- самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
- информируют об этом перечне, а также о наличии данных учебников и учебных пособий в библиотеке образовательной организации обучающихся и их родителей (законных представителей) через информационные стенды, сайт образовательной организации, на родительских собраниях,
- формируют информацию о потребности в приобретении учебников и учебных пособий в соответствии со списком и направляют эту информацию в Управление образования.
3. Управление образования
- организует анализ обеспеченности подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями на уровне муниципального района (городского округа),
- представляет данную информацию, заверенную руководителем Управления образования, в ВИРО.
4. ВИРО
- составляет сводную по области потребность в приобретении учебников и учебных пособий муниципальными образовательными организациями,
- направляет данную информацию в Департамент образования области.
5. Департамент образования области
- на основании предложений ВИРО определяет суммарную потребность муниципальных образовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий в очередном учебном году,
- направляет средства на учебники и учебные пособия, предусмотренные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год для муниципальных образовательных организаций, в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области (в объеме, рассчитанном на основании заявок муниципальных районов (городских округов) области на приобретение учебников и учебных пособий, сбор которых осуществило ВИРО).
6. Управление образования
- обеспечивает закупку учебников и учебных пособий в соответствии с (с последующими изменениями),
- приобретает учебники и учебные пособия за счет средств в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области в рамках средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год,
- обеспечивает доставку и распределение учебников и учебных пособий в соответствии с потребностью подведомственных муниципальных образовательных организаций,
- информирует ВИРО о ходе закупок учебников и учебных пособий,
- организует разъяснительную работу с родителями (законными представителями), педагогами по обеспечению обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями,
- информирует органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления, подведомственные муниципальные образовательные организации, родителей (законных представителей), средства массовой информации о процедуре организации обеспечения обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями и об обеспеченности обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками к началу учебного года.
7. ВИРО
- осуществляет мониторинг хода закупок учебников и учебных пособий в разрезе муниципальных районов (городских округов) области,
- организует проведение мониторинга обеспеченности образовательных организаций учебниками и учебными пособиями.
8. Общеобразовательные учреждения
- организуют образовательный процесс в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией,
- в случае нарушения сроков поставки учебников и учебных пособий обеспечивают организацию обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам с учетом имеющихся учебников и учебных пособий в библиотеке образовательной организации.
Итак, что можно посоветовать родителям, которые не желают повторения ситуации с РТ в следующем учебном году? Участвовать в обсуждении образовательных программ, определении необходимости использования в данных образовательных программах тех или иных учебных пособий, а также контролировать процесс закупки учебников и учебных пособий для Вашей школы. Об этом подробно Валерий Валентинович Ярышев.
От себя лишь добавлю, что помимо заявленных целей включение родителей в процесс обсуждения образовательных программ, по которым учатся Ваши дети, способствует улучшению взаимопонимания между всеми сторонами-участниками образовательного процесса – учителями, родителями, учащимися.