Правительство подготовило официальный отзыв на законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за аборт. На этой мере настаивают депутаты, РПЦ и представители общественных организаций. Они хотят законодательно приравнять аборт к убийству и на деле, а не на словах гарантировать данное Конституцией право на жизнь любому человеку, включая эмбрионы.
В законопроекте депутата Евгения Федорова (ЕР) предлагается наказывать за аборты на срок до года лишения свободы, причем не только женщину, которая решится на искусственное прерывание беременности, но и ее партнера, а также врача, который сделает такую операцию без необходимых для спасения матери медицинских показаний. Эксперты правительства рассмотрели этот документ и дали свою оценку (ответ от 13 апреля 2015 года, № 2169п-П12).
Как выяснила «Газета.Ru», российское правительство ознакомилось с выводами экспертов и у него нет возражений против уголовной ответственности за аборты — это предложение осталось без комментариев. Также в правительстве промолчали насчет предложения не оплачивать аборты за счет ОМС, за исключением прерывания беременности по медицинским показаниям. Сторонники запрета абортов считают это хорошим знаком, поскольку «раз возражений нет, значит, все в порядке».
По подсчетам экспертов, на аборты в год из средств ОМС тратится около 6 млрд руб., притом что действительно по медицинским показаниям их делается всего 4–6%, а остальные — по желанию женщины или настойчивой просьбе ее партнера.
Россия, как и десять лет назад, является абсолютным лидером в мире по количеству абортов. В год в нашей стране прерывается около 3 млн беременностей, из них около 1 млн — хирургическим способом, остальные — так называемые химические аборты, которые делают на ранних сроках с помощью гормональных таблеток в домашних условиях.
Собственно, в законопроекте депутата Федорова шла речь и о запрете химических абортов тоже. Но это нововведение поддержки экспертов правительства не получило. Поскольку, как следует из отзыва, «такой запрет не позволит использовать данные лекарственные препараты в целях проведения допускаемого законопроектом искусственного прерывания беременности, необходимого для спасения жизни матери». Также, по мнению чиновников, этот запрет может привести «к росту числа гинекологических заболеваний у женщин», так как эти же гормональные лекарства используют и для лечения различных болезней.
В правительстве не поддерживают и пункт законопроекта, в котором для проведения аборта требуется получение согласия супруга или партнера женщины.
«Мы ожидали, что отзыв будет негативный, но по сути критики почти нет, — говорит «Газете.Ru» президент международного движения против абортов «Воины жизни» Дмитрий Баранов.
— Думали, что будут писать о том, что запрет на аборты приведет к росту женской смертности от криминальных абортов, но об этом тоже нет ни слова. Да и не подтверждается это статистикой. Так, Ирландия, где запрещены аборты, считается самой безопасной страной Европы для рождения детей и здоровья женщин».
Поэтому, по мнению Баранова, нашей стране в законодательном плане надо максимально приблизиться к Ирландии.
«Там если проводится аборт по медицинским показаниям, врач все равно должен доказать, что если бы не прервали беременность и тем самым не погубили эмбрион, то мать сама бы погибла. Там закон защищает обоих пациентов, хорошо бы, чтобы и у нас так было», — считает общественник. По его данным, в правительство собрано и направлено около 150 тыс. подписей противников абортов, которые требуют запретить убийство уже зачатых детей и остановить распространение ЭКО, где тоже массово умерщвляются уже жизнеспособные эмбрионы.
Ольга Пономарева, эксперт рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере усиления гарантий права ребенка на жизнь (т.н. противоабортные поправки) при комитете по вопросам семьи, женщин и детей, говорит, что
основная борьба развернулась вокруг средств ОМС, выделяемых на аборты.
«Поддержка за запрет аборта в обществе очень большая, включая патриарха Кирилла, который об этом говорил на своем выступлении в Госдуме. В РПЦ приходят тысячи возмущенных писем на эту тему: люди не хотят из своих налогов оплачивать убийства, — объясняет Пономарева. — Но против исключения госфинансирования абортов выступает глава профильного комитета Елена Мизулина, она сказала об этом на рабочей группе. Хотя эксперты из другого комитета — по охране здоровья — как раз этот пункт поддерживают и считают его правильным, отвечающим запросам общества».
В ноябре прошлого года в храме Христа Спасителя (ХХС) прошел собор, посвященный как раз теме абортов. Его участники, которых было больше 400 человек из 40 регионов страны, даже предложили изменить Конституцию, чтобы закрепить в ней мысль, что жизнь человека возникает в момент зачатия, а следовательно, аборт — убийство, за которое должно быть наказание.
«В принципе, мы не требуем ничего невозможного, а хотим всего лишь исполнения Конвенции прав ребенка ООН, которую Россия ратифицировала еще в 1990 году, — говорит «Газете.Ru» один из организаторов собора в ХХС Павел Шапкин. — В этой конвенции говорится, что «ребенок ввиду его физической и умственной зрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до так и после рождения».
Шапкин считает, что замечания правительства к законопроекту легко устранимы и по большому счету теперь нет особых препятствий для того, чтобы в Госдуме наконец рассмотрели и приняли этот закон.