На чьи гуляем?

[Обзор прессы]

Вологодское отделение Пенсионного фонда приобрело новое помещение, сделав это, как считают многие, по завышенной цене. Федеральный бюджет, по оценке экспертов, мог бы сэкономить на этой сделке более 120 миллионов рублей.

В самом фонде отвергают претензии к покупке, которая вызывает очень много вопросов. И не только ценой.

В ноябре прошлого года был объявлен официальный конкурс на приобретение нового здания (зданий) для отделения ПФР. Для участия в торгах зарегистрировался только один участник, и электронный аукцион не состоялся. Затем, как это предписывает закон, закупка у единственного поставщика должна быть санкционирована антимонопольной службой. В декабре руководитель областного управления ФАС Наталия Мерзлякова согласовала покупку на условиях, прописанных в аукционе.

Два здания, расположенные по адресу: Зосимовская, 43а, 45, общей площадью 4100 кв. м были приобретены за 348,5 миллиона рублей.

У соседей по площадке

Однако при анализе сделки у наблюдателей появилось несколько вопросов по деталям закупки. Так, торги были объявлены на электронной площадке агентства по государственному заказу Республики Татарстан, что, по мнению экспертов, затруднило доступ потенциальных продавцов к торгам. Дело в том, что для участия в торгах нужно быть зарегистрированным на электронной площадке, а дело это небыстрое и требующее финансовых затрат. Большинство вологодских предприятий и организаций, в том числе и государственных, проводит свои аукционы на площадке Сбербанк-Аст или РТС-тендер.

«Есть пять электронных площадок, они абсолютно одинаковы. То, что там написано «Татарстан», не имеет значения. Пенсионный фонд был вправе выбрать одну из этих площадок для размещения конкурсной документации», — не соглашается заместитель управляющего отделением ПФР по Вологодской области Елена Волкова.

Но сомнения в причине выбора электронной площадки все же остаются. Многие потенциальные продавцы могли просто не успеть зарегистрироваться на электронной площадке в сроки, установленные законодательством.

В полтора раза дороже

Вторая существенная претензия — стоимость здания на улице Зосимовской. Цена квадратного метра в новом помещении составила 83 000 рублей, а это существенно выше средней стоимости коммерческой недвижимости в Вологде.

Конечно, представители ПФР, в свою очередь, ссылаются на ряд объективных, по их словам, требований. «Каждая государственная услуга регламентирована. Должен быть въезд для маломобильных групп населения, должна быть парковка, здание должно быть расположено в центре города и находиться недалеко от остановки общественного транспорта», — поясняет Елена Волкова.

«Да, в городе большое строительство помещений, мы этого не отрицаем. Но всё дело в тех требованиях, которые нужны нам. Площадь — 4176 метров, исходя из норм по числу сотрудников, размещению техники и приёму посетителей. Кроме того, мы смогли приобрести готовое помещение, которое не нуждается в дополнительном ремонте», — добавляет ещё один заместитель управляющего Галина Королёва.

Но даже самый поверхностный анализ предложений на рынке недвижимости в Вологде показывает, что предложения, подходящие под запросы ПФР, но позволяющие сэкономить более 120 миллионов рублей из средств Пенсионного фонда России, в городе есть.

Так, на момент оформления сделки с единственным поставщиком были выставлены на продажу офисные помещения на Герцена, 30-32 и Мальцева, 4. В обоих случаях застройщик — фирма известного вологодского предпринимателя Тимура Меднова — предлагал помещения общей площадью свыше 4 тысяч кв. м по цене в 60-65 тысяч за квадратный метр. В эту стоимость также входила полная отделка помещений.

Здания, находящиеся в самом центре Вологды и в пределах пешей доступности, вполне могли бы быть использованы для нужд Пенсионного фонда. Эксперты также обнаружили в продаже помещение гостиницы «Вологда» по адресу: ул. Мира, 92, общей площадью 4900 кв.м. Цена квадратного метра составляет 43000 рублей. Здание не нуждается в ремонте и оснащено кондиционерами, а на сэкономленные при этом пенсионные деньги можно было приобрести еще одно (!) здание площадью 2800 кв.м. Поэтому остается вопрос, зачем отделение Пенсионного фонда по Вологодской области приобрело здание, цена квадратного метра в котором в полтора раза превышает рыночную. И это в ситуации экономического кризиса и проблем с бюджетами всех уровней, включая федеральный.

В одно лицо

Проблемы с помещением ПФР отрицать сложно. У Пенсионного фонда в Вологде четыре юридических лица: районное и городское управления, центр по выплате пенсий и само областное отделение. По рабочей площади до нормативов не дотягивают все четыре структуры. Больше того, до присоединения к России Крыма в стране было 82 отделения ПФР, и наше занимало последнее место по обеспеченности площадью. «Мы же не скрывали своего намерения купить новое помещение. Все желающие могли принять участие в торгах, но у нас был только один поставщик», — говорит Галина Королёва.

Однако именно к поставщику и возникают, возможно, самые большие вопросы. Дело в том, что новое помещение ПФР куплено не у организации, а у физического лица. С юридической точки зрения возникает подозрение, что сделано это, возможно, для ухода от налогов.

«Суть оптимизации в следующем: предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, при продаже нежилых помещений должно уплатить соответствующие налоги. В первую очередь это налог на добавленную стоимость. Кроме того, если возникает прибыль от продажи, тоже возникают доходы от отчуждения этого имущества (правда, налог на прибыль считается не по отдельным сделкам, а по общей прибыли предприятия). Чтобы это оптимизировать, можно продать помещение аффилированному лицу по заниженной цене. А затем это же лицо, будучи индивидуальным предпринимателем и работая, например, по упрощённой системе налогообложения, производит отчуждение имущества уже по реальной цене. НДС и налог на прибыль индивидуальный предприниматель не платит», — на условиях конфиденциальности разъяснил ситуацию один из вологодских юристов.

Как уточнил наш собеседник, «сделка состоит из ряда сделок, которые регистрируются в установленном порядке. Каждая из которых не содержит ничего предосудительного. Судебная практика исходит из того, что такие сделки связаны с извлечением необоснованной налоговой выгоды».

При этом за продавцом здания, предпринимателем Сергеем Носовым, есть и определённый скандальный шлейф. Так, Носов — один из героев статьи «Унесённые метром», напечатанной в прошлом номере «Премьера». Носов был официальным застройщиком жилого комплекса «Три ветра». При этом договор долевого участия изначально был целиком оформлен на генерального директора «Вологдастроя» Владимира Фролова, а уже затем Фролов заключал с каждым «дольщиком» договор уступки права требования, по которому уступал будущим новоселам приобретенное им жилье. Напомним, в дальнейшем у покупателей квартир возникли претензии по оборудованности жилья «встроенно-пристроенными нежилыми помещениями», другими словами — лоджиями и балконами.

Также Сергей Носов — учредитель и коммерческий директор фирмы, построившей в Узком переулке дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Жильцы этих домов уже несколько лет судятся с городской администрацией, пытаясь признать дома непригодными для проживания.

«Возможно, какие-то излишества есть»

В ноябре прошлого года Общественный совет при Министерстве труда и социальной защиты заявил, что обратит внимание на покупку и строительство зданий отделениями Пенсионного фонда. Сам министр Максим Топилин отметил, что при строительстве учитываются требования к клиентским службам, в том числе по доступности среды, обработке персональных данных, хранению документов, средства идут на подключение к инженерным коммуникациям. «Возможно, какие-то излишества есть — мы готовы всё это обсуждать», — добавил он.

Автор:
Михаил Михайлов
Источник:
газета "Премьер"