Против жительницы Смоленской области возбуждено уголовное дело по факту государственной измены в пользу Украины. Светлана Давыдова в апреле 2014 года обратилась в украинское посольство, рассказав, что соседняя с ее домом военная часть опустела и солдаты могли быть направлены в Донецк. Сейчас она находится в СИЗО «Лефортово».
В 8:30 21 января в дверь квартиры Анатолия Горлова и Светланы Давыдовой на улице 1-я Бозня города Вязьмы Смоленской области позвонили. «В глазке я увидел нашего участкового. Он через дверь сказал, что на нас жалуются соседи. У нас семеро детей, но часть к тому моменту ушла в школу, а часть еще спала»,— вспоминает господин Горлов. Когда он открыл дверь, вместо участкового в квартиру ворвались люди в черном камуфляже. Зашедший следом мужчина в штатском показал удостоверение следователя по особо важным делам 1-го отдела следственного управления ФСБ РФ полковника юстиции Михаила Свинолупа. Следователь Свинолуп заявил Светлане Давыдовой, что она задержана по делу №221–601, возбужденному по ст. 275 УК РФ («Государственная измена»). «Светлану тут же увели, а дома начался обыск»,— рассказывает “Ъ” господин Горлов. После нескольких часов следственных действий сотрудники ФСБ вынесли из дома все записные книжки, компьютер и ноутбук.
Спустя день муж Светланы Давыдовой узнал, что она этапирована в Москву, где Лефортовский районный суд избрал ей меру пресечения в виде заключения под стражу. Соответствующее дело зарегистрировано в базе данных на официальном сайте суда под номером 3/1–10/2015. В карточке дела указано, что ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде ареста удовлетворено.
По словам Анатолия Горлова, суд не стал учитывать наличие у Светланы Давыдовой семи малолетних детей и направил ее в СИЗО «Лефортово». «Я даже толком не знаю, что было на суде, поскольку мне сказали сначала, что ее увезли в Смоленск, и я потерял день на ее поиски»,— говорит он “Ъ”.
Суть уголовного дела сводится к следующему. По данным ФСБ, в апреле 2014 года Светлана Давыдова заметила, что воинская часть №48886, расположенная по соседству с ее домом, фактически опустела. В этой части дислоцируется 82-я отдельная радиотехническая Краснознаменная ордена Александра Невского бригада ГРУ. «Потом она поехала в центр по делам и в маршрутке увидела одного из служащих этой части. Понять, что он оттуда, было нетрудно: он на всю маршрутку по телефону об этом рассказывал»,— рассказывает “Ъ” господин Горлов. В частности, в телефонной беседе мужчина говорил своему собеседнику, что его с сослуживцами «небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку». Светлана Давыдова, активно интересовавшаяся ситуацией на востоке Украины, решила, что речь идет именно о командировке в Донецк.
Вернувшись домой, она рассказала обо всем мужу, а затем решила позвонить в украинское посольство в Москве. «Она даже себе записку написала про все это, ее теперь подшили к делу. Света позвонила украинцам и сказала, что располагает такими данными и хочет предотвратить возможные жертвы»,— вспоминает муж арестованной.
С представителями посольства сегодня связаться не удалось, но Анатолий Горлов утверждает, что сотрудники дипмиссии обещали принять информацию к сведению. «Света вообще против этой войны, но я бы не сказал, что мы какие-то активные участники антивоенных митингов и оппозиционеры. Она раньше состояла в КПРФ, но потом ушла растить детей. Не понимаю, как ФСБ это все стало известно»,— говорит господин Горлов.
В пресс-службе ФСБ заявили, что на запрос “Ъ” готовы будут ответить в течение месяца.
Адвокат Анна Ставицкая, ранее защищавшая осужденного за шпионаж военного эксперта Игоря Сутягина, считает обвинения жительнице Вязьмы не соответствующими Уголовному кодексу. Она отметила, что ст.275 УК РФ, предусматривающая до 20 лет лишения свободы, трактует госизмену как выдачу государственной тайны или оказание консультационных услуг другому государству, которые «направлены против безопасности РФ». «То есть, получается, что в ходе этого дела ФСБ придется признавать факт отправки военнослужащих на Украину или же утверждать, что соседнее государство ведет с нами войну и на нас должно напасть. То есть это в любом случае ставит следователей в неудобное положение»,— заявила “Ъ” адвокат. Кроме того, отметила госпожа Ставицкая, обвиняемая не могла иметь доступ к гостайне, поскольку не состоит на службе в госучреждениях и к специальным данным не допущена. «Такой ее рассказ со ссылкой на подслушанный где-то разговор и ее оценка действительности не могут являться разглашением государственной тайны»,— пояснила Анна Ставицкая.