Правительство России намерено потратить 25 миллиардов рублей на сохранение объемов пригородных железнодорожных перевозок. Таким образом будут компенсированы расходы РЖД на организацию пригородного сообщения. В конце года появилась информация, что часть электричек в двадцати регионах России может быть отменена, поскольку у местных властей не хватает на них денег. Так с 1 января прекратилось пригородное сообщение в Вологодской области.
Поселок Волонга расположен всего в 60 километрах к северу от Вологды. Пока на станции останавливались электрички, жители поселка могли свободно и относительно недорого перемещаться по области. Многие ездили в город на работу, многие сами работают на железной дороге.
Когда электрички начали отменять – а началось это еще летом, все в корне изменилось. Ближайший автобус приходит на станцию Семигородняя в 12 километрах от Волонги. При этом автобусы идут гораздо дольше – прямой дороги до Вологды нет. Да и сами автобусы гораздо менее удобны, чем электрички. Говорит староста поселкаЛидия Ильина:
– Он сейчас ходит днем, он из Вологды выходит в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. А вечером пока ходит каждый день. Но автобусы такие ужасные, просто даже не сказать, что это для пассажиров.
График движения для жителей станции тоже неудобен. Рассказывает муж старосты Виктор Ильин:
– У меня Лида ездит в Вологду. Но мне пацаны пригнали "ниву", я ее до автобуса свезу в Семигороднюю, она уедет, а я тут все сделаю: у меня две коровы, три быка да пять собак, куры, кошки. Вечером опять надо ехать, а мне бы это и ни к чему, гонки такие устраивать, даром что и на машине. А вот если бы ребята не пригнали "ниву", так пришлось бы на тракторе. Мне, значит, надо ночь не спать, пока я его прогрею да заведу.
Официальное объяснение отказа от электричек – их убыточность. Областной бюджет не возмещает железной дороге полную стоимость перевозок. Однако, как уверены в Волонге, тех, кто работает в городе, могли бы возить и рабочим поездом РЖД. Говорит пенсионерка Лия Белавина:
– Так ведь рабочий поезд идет – пустая платформа! Один вагон, телятник. Да если бы он десять вагонов тащил, он бы меньше энергии тратил и быстрее бы шел. И над людями как дразнятся. Тут у них не убыток, а где четыре вагона возили битком, билет от Вологды до Волонги 130 рублей – там убыток!
Впрочем, даже тем, кто трудится на железной дороге, ездить рабочим поездом неудобно.Любовь Егорова – кочегар-машинист на одной из соседних станций. По ее словам, добираться на работу стало гораздо сложнее:
– В выходные он не ходит, а мы же работаем по сменам. Вот мне завтра на работу, а сегодня уже надо ехать на смену. Нечем добраться, автобусы туда не ходят, к нам не ходят, в Печаткино не ходят, ездить в больницу не на чем. Деньги не снять, копейки несчастные. У нас вся жизнь в электричках, мы уже все болеем, что их нет. У нас девочки работают в Вологде в железнодорожной больнице, ездят тоже кое-как. Есть у нас молодые, они, может, и стали бы работать, но не на чем ездить. Меня еще с горем пополам путейцы возьмут на мотовозе, да тоже – я ведь не путейский работник. Хоть пешком иди. И работу никак нельзя бросать, жить не на что.
Некоторые мужчины из поселка нелегально добираются до Вологды на платформе рабочего поезда – и это в разгар зимы. Говорит еще одна пенсионерка из Волонги Лидия Елисеева:
– А вот поехал у меня муж пенсию получать. Я ему говорю: садись, все равно залезай. А если скажут, что выгонят, говори: везите до милиции. На перегоне не выходи, пусть тебя везут и сдают в милицию тогда.
В последних попытках договориться с железнодорожниками область предлагала новые тарифы. 10-километровая зона обходилась бы каждому пассажиру в 52 рубля. Это предложение было отклонено, но и оно не кажется жителям поселка хорошим. Ведь тогда билет от Вологды до Волонги подорожал бы в два с лишним раза. Говорит Лия Белавина:
– Два раза съездил, вот и пенсия – а зачем жить? А работники ездят в охрану? Восемь тысяч, больше не заработаешь в Вологде, как от нас едут. Так на один только билет надо работать. Люди все без работы сидят. Молодые мужики ко мне идут, дай, пожалуйста, денег в долг. А где у меня деньги? У меня внучка в институте учится, без отца живет, надо помогать, откуда я возьму деньги в долг?!
?Староста поселка напоминает: ни районные, ни областные власти помочь жителям Волонги не в состоянии:
– Вот, куда бы мы ни обращались. Ну хотя бы раз в неделю, но чтобы досюда! Везде отказ – нет пассажиропотока. А губернатор... Я не знаю. Мы, конечно, напрямую обращаемся в сельское поселение. Глава говорит, что она везде обращается и везде напоминает, что осталась такая станция без сообщения.
Те, у кого есть машины, могут доехать до Семигородней в магазин. Остальным приходится ждать автолавку, которая приходит один раз в неделю. Но в плохую погоду она может и не добраться до станции, опасается Лия Белавина:
– Вот нападет снегу, тракторов нет чистить дорогу, машина не придет, она не всегда к нам ходит зимой. Пурга, так им не выехать. Электрички были отменены в области не сразу – один рейс за другим сокращали с лета прошлого года. Но с начала зимы все, кто привык жить у железной дороги, все больше обозлены. Говорит Лия Белавина:
– Это мы хуже Луганска, хуже Украины живем. Так им хоть помощь дает Россия, а нам помощи нету, леший с тобой!
Переговоры между Вологодской областью и РЖД зашли в тупик. Уже с этого года подвижной состав пригородной пассажирской компании начнут перегонять в другие регионы. Это значит, что потом восстановить сообщение будет гораздо сложнее – придется закупать электрички заново, набирать новые локомотивные бригады и так далее.
А стало быть, жителям Волонги и десятков других таких же станций придется привыкать к новым реалиям.