Их адрес — не дом и не улица

[Обзор прессы]

За последних двадцать лет в Вологде утрачено более ста деревянных домов, которые представляли историческую ценность.

Если посмотреть фотографии утраченных домов, то можно понять, что еще лет десять-двадцать назад их можно было отремонтировать или отреставрировать. Вместо этого дома были сожжены, снесены, но сначала доведены до такого состояния, что приговор был неминуем. Теряется облик города, теряется его история...

Журналист «Премьера» вместе с фотографом решили пройтись по местам, где стояли уничтоженные деревянные дома, и посмотреть, что же сейчас находится на их месте.

Благовещенская, 24

На этом месте стоял деревянный дом начала XX века. Являлся памятником архитектуры федерального значения. Но полностью был утрачен. На его месте сейчас красуется кирпичный новодел 2011 года постройки, выдается за восстановленный, но заметно отличается от оригинала.

Благовещенская, 25. Дом Колобанова

Построен в 1900 году с сохранением некоторых традиций классицизма. Относился к категории памятников федерального значения. В девяностых годах несколько раз горел, затем был закрыт баннером, а потом и вовсе разобран. Сейчас от дома осталась только пара бревен, которые заросли травой. Весь этот пейзаж закрыт высоким железным забором.

Воровского, 34. Дом Илиодора Аполлоновича Шахова

Построен в 1892 году. Памятник архитектуры федерального значения. Хозяин дома был купцом, владельцем столярной и иконописной мастерской. Дом за свою вековую жизнь ни разу не реставрировался, но тем не менее пережил три пожара. Он все еще стоит благодаря усилиям вологжан. В доме живет известный вологодский фотограф Леонид Стариков. Он является его хранителем. В результате пожаров у дома была полностью уничтожена кровля — а это неминуемая гибель от дождей. Усилиями вологжан сделана временная кровля. Что ждет «дом Шахова» дальше, остается только гадать.

Воровского, 38. Дом провизора Николая Ивановича Немирова

На этом месте стоял одноэтажный деревянный дом 1901 года постройки — «объект историко-архитектурной среды». В 1996 году дом был вполне «здоров». Здание находилось в охранной зоне памятника, в которой запрещен снос объектов историко-архитектурной среды. По согласованному с Департаментом культуры проекту, здание на Воровского, 38 подлежало реконструкции. Но в марте 2014 года дом провизора был безжалостно снесен, причем с нарушением законодательства. На месте снесенного здания должны были построить элитный трехэтажный коттедж. После вмешательства общественности работы были остановлены. Сейчас на этом месте пустырь, огороженный железным забором.

Бурмагиных, 5. Дом Петрыгина

Одноэтажный деревянный дом был построен в начале прошлого века. В 20-х годах здание перешло в собственность семьи Парменовых. Семья дом и уничтожила, ссылаясь на то, что он не является памятником архитектуры. Сейчас на месте дома строится деревянный двухэтажный коттедж. На двери красуется табличка, предупреждающая, что на территорию входить нельзя — частная собственность. Напомним, что дом Петрыгина находился в зоне регулируемой застройки.

Ленинградская, 16. Дом Константина Ивановича Алаева

Жилой дом начала XX века, частично был кирпичный. В 2010 году у дома горела пристройка. В 2012 году его и вовсе снесли. Сейчас на месте дома ведется грандиозная стройка. Правда, информации о том, кто ведет стройку, мы нигде не нашли.

Советский пр-кт, 66. Дом купца Никуличева

Построен в конце XIX века. Иван Николаевич Никуличев был довольно крупным судовладельцем, его корабли доходили до Тотьмы и дальше. В советское время в доме располагалось отделение милиции. Именно здесь в январе 1971 года давала свои показания Людмила Дербина, подозреваемая в убийстве Николая Рубцова. После милиции здание перешло в частные руки. Здание относилось к объектам средовой застройки. В 2012 году дом Никуличева был разобран. Когда дом уничтожали, тупились бензопилы...

Пушкинская, 5. Дом Надежды Ивановны Пестовой

Деревянный доходный дом выстроен в 1911 году. Памятник уничтожался постепенно. Сильно страдал от огня, медленно разрушался, затем здание рухнуло. По некоторым данным, здание было намеренно разрушено, путем ослабления несущих конструкций. Дом находился на государственной охране со статусом выявленного объекта культурного наследия, был богат декором, гармоничен в пропорциях, специалисты также ценили его за кафельные печи.

Торговая площадь, 13 и 15. Дом Красавина

Здесь находилось два дома. Один жилой 1907 года постройки, а второй принадлежал горожанину Красавину, он был выстроен во второй половине XIX века. Имел черты различных архитектурных стилей. К сожалению, дом сгорел. На месте обоих домов красуется новодел, который отличается от оригинала. Оба дома являлись памятниками архитектуры регионального значения.

 

Было и стало в фотографиях (JPG, 980 КБ)

Автор:
Наталья Рюмина, Денис Краснов
Источник:
Газета Премьер