Слухи о ликвидации облпотребсоюза оказались «уткой».
В последнее время по городу поползли слухи о том, что облпотребсоюз доживает последние дни. Дескать, законы стали слишком строги, а конечных потребителей — селян — всё меньше и меньше. Однако председатель правления Вологодского областного потребительского общества (облпо) Владимир Толоконников эти слухи не только опровергает, но и рассказывает о планах развития организации, её ребрендинга.
Кооперация живее всех живых
Смысл кооперации заключается в демократическом характере устройства кооператива и в демократическом управлении кооперативной собственностью. Её сущность была ярко описана в романе «Что делать?» Николая Чернышевского. Если говорить вкратце, то собственником имущества является сам кооператив как юрлицо, состоящее из членов-пайщиков. Их может быть несколько тысяч, но при этом существует незыблемый принцип: один пайщик — один голос. Именно это не дает возможности сосредоточить собственность у отдельного человека и одновременно обеспечивает демократичность управления организацией. Размер пая утверждается на общем собрании и может быть разным. Например, в облпо он стоит тысячу рублей. В другом кооперативе — «Вологодском молочном комбинате» — его минимальный размер составляет 5 тысяч рублей.
Кооперативы до сих пор сохранились и успешно работают в большинстве развитых стран мира. Например, в скандинавских странах, Германии и Италии они занимают заметные позиции в национальных экономиках, оказывая широчайший спектр услуг населению. Вологодские кооператоры посещали кооперативы некоторых из этих стран с целью изучения опыта работы в современных условиях. Как считает Владимир Толоконников, именно из мирового опыта кооперации родилась современная система логистики крупных торговых сетей.
Во все времена потребкооперация занималась обеспечением сельских жителей продуктами питания, промышленными товарами, предоставлением различных услуг. Само же кооперативное движение зародилось в Англии. Там потребительские кооперативы создавались благотворителями, желающими улучшить жизнь фабричных рабочих. Первое в России кооперативное общество было создано в Забайкалье в 1831 году ссыльными декабристами. На территории нынешней Вологодчины такой кооператив впервые появился в 1870 году в селе Ошта и продолжает работать до настоящего времени. В СССР потребкооперация превратилась как бы в государственную систему снабжения, даже став частью народного фольклора. «Мы пережили пять царей и семь генеральных секретарей, что ж нам теперь-то на судьбу жаловаться?» — улыбается Владимир Толоконников.
Преодолеть с честью
Когда-то облпотребсоюзу принадлежали в Вологде десяток магазинов и даже городской рынок. В один прекрасный момент чиновники городской администрации потребовали у кооператоров документы на право собственности, которых в принципе при советской власти не существовало. Отстоять имущество не удалось, хотя историческая правда всё же была на стороне облпотребсоюза. С тех пор в областной столице у потребкооперации торговых предприятий нет.
Вернуться на потребительский рынок Вологды облпо попыталось во второй половине 2000-х. Тогда общество передало принадлежащий ему земельный участок на улице Чехова, 36, ООО «ВолСпецСМУ», которое по договору генподряда взамен должно было передать нежилые помещения первого этажа в строящемся на данном земельном участке двенадцатиэтажном доме.
Облпо хотело там открыть супермаркет и торговать в нём вологодскими продуктами, поставляемыми из районов области, чтобы поддержать вологодского товаропроизводителя. «Однако строительная фирма обанкротилась, а неизвестные нам люди, не имеющие на то полномочий, подписали задним числом договор о продаже данных помещений некоему гражданину иностранного государства, которого никто и никогда в Вологде в глаза не видел, — рассказывает Владимир Толоконников. — Бывший конкурсный управляющий «ВолСпецСМУ» признал в суде Приморского района Санкт-Петербурга настоящий договор действительным. В настоящее время он скрывается от правосудия в США».
Юристы кооператива опротестовали через суд незаконные, по мнению пайщиков, действия по продаже собственности. «Несмотря на то, что злоумышленники пытались замести следы, оспаривая наши действия не только в городском суде Вологды, но и в судах других регионов (в Сургуте, Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге), нам удалось, казалось, практически добиться правды, — вспоминает Владимир Владимирович. — Каково же было наше удивление, когда суд нашего родного города Вологды принял решение, противоположное решениям других судов, зарегистрировать право собственности на наше имущество за злоумышленниками. Ни один из наших доводов, ранее принятых другими судами, здесь, в Вологде, не был принят».
Собрание пайщиков облпо, рассмотрев сложившуюся ситуацию, потребовало принять все необходимые меры по возврату собственности вплоть до обращения за помощью к региональным и федеральным органам власти. «Поневоле начинаешь задумываться, почему так происходит! — возмущается глава облпо. — Уж не потому ли, что, как гласит народная молва и Интернет, за всеми этими действиями стоит якобы какой-то могучий племянник аж председателя Совета Федерации Госдумы?»
«Мы рук не опускаем и надеемся всё же добиться своего, — уверен Владимир Толоконников. — Мы знаем, что неопределённость с этим домом создаёт проблемы и для его жильцов. Поэтому, как только мы добьёмся своего, то завершим строительство в кратчайшие сроки. В этом заинтересованы все».
В движении — жизнь
Тем временем в районных центрах облпо стало развивать сеть магазинов «Авоська». Эти мини-маркеты предполагается сделать своего рода распределительными центрами для магазинов прилавочной торговли, которые есть в каждой деревне. «Конечно, сельское население сокращается, и когда становится совсем нерентабельно их содержать, то мы их закрываем, — разводит руками Владимир Толоконников. — Но вместо них тут же в эти деревни начинает ездить наша же автолавка. Зато мы строим новые магазины и расширяем сеть. В любом случае, без продуктов не останется ни одна деревня, где хоть кто-то живёт».
Не так давно в селе Нюксеница была введена в эксплуатацию мини-пекарня, оснащенная немецким оборудованием, которое позволяет выпекать хлеб отличного домашнего качества. И хотя это недешевое удовольствие, специалисты облпо мечтают установить такое оборудование в каждом районном центре.
Ещё одним новшеством станет введение пластиковых карт, которые заменят книжки пайщиков. «Да, в связи с тем, что рентабельность торговли на селе очень низка, прибыли едва хватает на поддержание наших торговых и производственных предприятий в соответствующем современным требованиям состоянии, — сетует Владимир Толоконников. — Пайщики это понимают и на собраниях здорово нас за это не ругают, высказывая в основном одно пожелание: не закрывать магазины в деревне. Поэтому правление решило ввести для пайщиков дисконтные карты со скидкой на основные товары для пайщиков». Привычные для горожан пластиковые дисконтные карты таким неожиданным образом скоро войдут в жизнь сельских жителей Вологодчины.
Отделить зерна от плевел
За не всем понятным заморским словом «ребрендинг» скрывается другое нововведение в облпо — смена названия. «Мы уходим от названия «облпо», но дело здесь не только в смене названия — рассказывает Владимир Толоконников. — В нашем современном, динамично меняющемся мире всё быстро развивается, но с такой же скоростью и устаревает. Поэтому для успешного ведения бизнеса необходимо вовремя встраиваться в новые условия. Этому способствует проведение ребрендинга — активной маркетинговой стратегии, которая позволяет решить ряд проблем через рост лояльности потребителей и партнеров, дифференциацию бренда (разделение позитивных и негативных наработок), увеличение целевой аудитории».
Со сменой названия суть не изменится — организация по-прежнему будет кооперативом «Вологодское потребительское общество «Облпотребсоюз». «Многие задают вопрос: ведь у нас есть уже Вологодский облпотребсоюз, зачем еще один? — поясняет Владимир Владимирович. — С исчезновением «руководящей и направляющей роли КПСС», поддерживающей вертикаль власти в потребкооперации, пропала и актуальность облпотребсоюза, который превратился в ненужную надстройку, по закону не имеющую права вести хозяйственную и предпринимательскую деятельность, не имеющую реальных рычагов управления районными кооперативными организациями, кроме морального давления и интриг. Имея организационно-правовую форму союза, фактически — общественной организации, существуя на регулярные взносы добровольных членов, вологодский облпотребсоюз в настоящее время имеет право заниматься практически только консультационной деятельностью, не имея для этого опытных специалистов (зато регулярно взимает плату с районных организаций за ничегонеделание). Наш же потребительский кооператив ВПО «Облпотребсоюз» может предложить районным кооперативным организациям настоящий союз, основанный на уважении, взаимном экономическом интересе, соблюдении юридических прав членов общества». Именно в этом правление общества видит за сменой названия путь решения одной из задач его ребрендинга — приглашение всех районных потребительских кооперативов к сотрудничеству.
«Главной задачей ребрендинга является создание кооперативной сетевой торговли, способной конкурировать с федеральными торговыми сетями, работать на экономику Вологодской области, — уверен Владимир Толоконников. — Тогда на прилавках вологодских магазинов появятся товары не только забугорных фирм и других регионов России, но и своих родных, вологодских товаропроизводителей».