Историко-архитектурный памятник превращен в контору. | Фото Натальи Рюминой |
Под Вологдой гибнет памятник архитектуры, который пытаются поддерживать местные энтузиасты.
Всего в 20 км от Вологды, в селе Куркино, сохранился уникальный историко-архитектурный ансамбль — дворянская усадьба Резановых-Андреевых.
«Сельцо Куркино» было дано Резановым в пользование еще в 1658 году, но строительство самой усадьбы началось гораздо позже. Основной вклад в создание усадебного ансамбля в стиле «ампир» вложили Федор и Алексей Резановы.
Не вся память
По словам Любови Шавиловой, местного учителя истории, Федор фактически завершил ансамбль, который существует на сегодняшний день. Первый этаж главного дома выложен из камня, а второй выстроен из редкой в наших краях лиственницы, что говорит о богатстве семьи Резановых. Первое здание усадьбы было полностью сделано из дерева, но в начале прошлого века его убрали за ветхостью. «К сожалению, неизвестно, кто был архитектором ансамбля, но, судя по стилю, в котором выстроена усадьба, это была достаточно выдающаяся личность», — замечает Любовь Анатольевна.
В свое время комплекс состоял из главного здания, двух флигелей — каменного и деревянного, конюшни, музыкального павильона, английского парка в виде двуглавого орла — символа империи, каскада прудов, перетекающих из одного в другой, и хозяйственных построек.
Сейчас на месте конюшен стоит ДК советских времен, парк сохраняется силами местного актива, музыкальный павильон превращен в ветхий фонд, на который без страха не взглянешь, а пруды медленно зарастают тиной.
Самое печальное, что весной этого года сгорел дотла деревянный флигель. Строение должны были снести как ветхое жилье, чего не допустили местные жители. «Мы постоянно выгоняли оттуда бомжей и любителей выпить, нам очень помогал участковый, которого убрали незадолго до пожара. Неудивительно, что здание без присмотра сгорело», — комментирует ситуацию председатель районного координационного совета по развитию малого бизнеса Николай Сайкин.
На месте пожарища остались печи, которые, судя по форме и орнаменту, выложены еще до революции.
Чтобы хоть как-то обратить внимание властей и общественности на историко-архитектурный памятник, местный актив уже третий год проводит в селе Куркино 19 августа праздник Преображения. «Мы постарались по максимуму прибрать территорию вокруг усадьбы, помощь шла с миру по нитке, кто-то привез песок, кто-то — кирпич, администрация Майского помогла купить вазоны. Бывшая вазонная площадка была полностью зарощена таволгой. Пришлось организовывать субботники и все чистить своими силами», — рассказывает Николай Сайкин.
Пошла по рукам
В 1918 году усадьбу отобрали в пользу государства, долгое время в ней находилась контора совхоза, в перестройку она отошла в частные руки. Усадебный дом сейчас используется ГОНО «Куркино» государственного научного учреждения «Северо-Западный научно-исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук».
«Куркино» находится в стадии банкротства, отопление в усадьбе отключено за неуплату, контора собирается покидать здание. Дальнейшая судьба ансамбля размыта и малопонятна. Из-за процедуры банкротства средства на реставрацию памятника не могут быть выделены, а бремя его содержания несет собственник, которому, к слову, вообще до памятника нет никакого дела. «Банкротство предприятия может решить задачу по организации альтернативного использования усадьбы под музейные нужды», — объясняет референт Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Ольга Жеребцова. Юридически памятник архитектуры может быть продан за долги предприятия.
Вся сложность восстановления «Спасское-Куркино» заключается еще и в том, что усадьба принадлежит не одному собственнику. Часть ее является жилым фондом. Это каменный флигель, который более-менее приспособлен для проживания, и третий этаж главного здания, где нет даже туалета.
Куда приведут мечты
«Конечно, мы мечтаем восстановить усадьбу, сделать из нее музей, туристический комплекс», — говорит Николай Сайкин.
Инициативная группа местных жителей уже собирает сведения об усадьбе, даже подготовлен инвестиционный проект приспособления памятника под музей, который направлен в Корпорацию развития. Александр Перфильев, генеральный директор корпорации, пояснил, что усадьба может стать приоритетным проектом только в том случае, если четко будут определены источники финансирования, задачи и социальная значимость восстановления усадьбы. Он также отметил, что в практике корпорации подобных случаев еще не было.
«Вообще необходимо хвататься за любую соломинку, за любую помощь, искать неравнодушных людей, тем более что бизнес сейчас все чаще социально ориентирован», — комментирует ситуацию заместитель председателя Законодательного Собрания области Андрей Сивков.
«Если усадьба будет продана за долги, это будет вопиющий случай, — отмечает Андрей Николаевич, — но я думаю, что такой ситуации не допустят».