Андрей Цепелев занимался брендингом области на общественных началах. | Фото с сайта nikkolom.ru |
В последнее время в Вологде появились слухи о том, что правительство области планирует поручить разработку областного бренда известной консалтинговой фирме.
Конкретно упоминалось название «Никколо М» — это одна из старейших в отрасли российских компаний. За немалые, естественно, деньги. «Премьер» попробовал разобраться, так это или нет.
В 2012 году создание бренда Вологодской области было прописано в инвестиционной стратегии региона, разработанной Национальным институтом конкурентоспособности и группой «Stas Marketing».
Как нам рассказал заместитель Губернатора Алексей Кожевников, тогда же «Stas Marketing» предложил и свои услуги по разработке бренда. Впрочем, прямых договорённостей за этим не последовало.
«Нужен бренд Вологодской области, но мы пока не смогли для себя понять: за какие деньги, какова глубина проработки, под какую аудиторию. И вообще, тот ли момент, чтобы заниматься брендированием? А самое ли это важное сейчас, чтобы затеять это за миллионы рублей, поймёт ли нас народ?» — отметил Кожевников. Напомним, что создание инвестиционной стратегии стоило почти пять миллионов.
При этом, дал понять заместитель Губернатора, сейчас никаких переговоров область не ведёт: «Если я не знаю о том, что бренд разрабатывается, значит, он не разрабатывается. И туризм, и торговля — сферы, которые я курирую».
Кстати, определённые наработки по брендингу региона есть в «Корпорации развития Вологодской области», которую раньше возглавлял Алексей Кожевников.
«Каждый регион участвует в довольно жёсткой конкурентной борьбе за ресурсы. А эта конкурентная борьба сильно упрощается и становится эффективнее, когда один регион дифференцируется от другого. Что такое Москва и Питер — понятно, там уже всё сложилось, там уже всё хорошо. А вот чем одна область отличается от другой, такого понятия нет», — говорит уже нынешний генеральный директор Корпорации Александр Перфильев.
Он объяснил, что Вологодская область уже имеет систему разрозненных брендов с довольно высокой узнаваемостью по стране: Великий Устюг, вологодское масло и вологодское кружево. «Если продвигать всё это по отдельности, то это будет малорезультативно. Вопрос из серии „как взять Берлин“. Его проще взять танками, пехотой, самолётами или пушками? Логика подсказывает, что надо брать всем вместе. На рынке то же самое», — констатировал Перфильев.
Концепция КРВО предварительно звучит так: «Вологодская область — здоровый регион». Речь идёт о том, чтобы собрать воедино все локальные бренды под общим образом здоровья: физического, духовно-нравственного, интеллектуального. По мнению генерального директора, под этим «зонтиком» могут оказаться и кружево, и масло, и Дед Мороз, и «Северная Чернь» и «Северсталь».
Александр Михайлович отметил: корпорация активизировала усилия в том числе и потому, что узнала о возможном заказе на брендинг сторонней компании.
«Вот как только мы про это узнали, мы сразу с инициативой и вышли. Ребята, давайте мы лучше сами предложим, потому что москвичи нам могут сделать хорошо, задорого, но мы потом с этим расхлёбываться будем достаточно долго. У правительства не такое положение, чтобы привлекать сторонних специалистов, платить им огромные деньги, чтобы они нам рассказали, как у нас всё плохо и как сделать хорошо».
Между тем сотрудник «Никколо М», наш земляк Андрей Цепелев сообщил «Премьеру», что компания не работает с Вологодской областью. На самом деле Андрей пишет диссертацию в Институте социологии РАН: «Я разрабатываю социологический подход к брендингу городов и регионов. В своей диссертации я, как патриот, взял для исследования Вологодскую область. На данный момент я веду работу на общественных началах, без всяких на то договоров с кем бы то ни было. „Никколо М“ в исследованиях упоминается просто потому, что я сотрудник компании и частично использую наши совместные наработки», — уточнил Андрей Цепелев. Впрочем, по словам социолога, его работа имеет не столько академический, сколько прикладной характер.
«Брендинг должен быть стратегическим, системным, научно и экономически обоснованным. Бренд должен существовать не сам по себе, а должен решать конкретные задачи, которые прописаны в стратегии социально-экономического развития. То есть, если мы делаем упор на инвесторов, то мы должны создавать инвестиционный бренд — яркий узнаваемый образ региона в сознании узкой группе топ-менеджеров. Это может быть бренд для 50 человек, но очень влиятельных. Если мы хотим, чтобы регион воспринимался как лучшее место для жизни, не уезжала бы в Москву и Питер талантливая молодежь, приезжали новые, то нужно развивать социальный бренд региона. Это как раз тема, которой я занимаюсь», — пояснил Андрей.
«Мы продолжаем целью своей считать именно товарную линейку. Мы ищем возможности узкой задачи — разработки туристического бренда. И мы находимся в стадии осознания, понимания и подхода к штанге под названием «бренд Вологодской области», — резюмировал Алексей Кожевников.