На раритете сохранилось изображение российского герба и название напитка «Ливадия». Известно, что именно этот портвейн был любимым напитком Николая II.
— 7 августа мы с приятелем прогуливались по городу, дошли до дома-музея Верещагиных и спустились к Ягорбе, — рассказывает Григорий Винтер. — Я в этих местах два года не был. За это время вода сильно подмыла берег, дерн осыпался. На песке я увидел медальон.
Григорий, палеонтолог по одной из своих профессий, внимательно изучил находку. Оказалось, что череповчанин уже не раз обнаруживал предметы старины.
— Сейчас в музее природы выставка по Жюлю Верну, там есть инсталляция, в которую включены найденные мной бутылки. Почти все они дореволюционные, с гербами, надписями. В основном «мерзавчики» — маленькие бутылочки водки объемом 100 граммов, — продолжает Григорий Винтер.
На последней находке герб также четко просматривается.
— Я сразу понял, что эта вещица была на бутылке хорошего портвейна, — говорит Григорий. — Хорошо помню, как в
Но самое интересное в находке то, что, по версии Винтера, медальон когда-то красовался на портвейне, который подавали к царскому столу. Об этом свидетельствует сохранившееся название напитка — «Ливадия».
— Это знаменитое редкое вино, которое пил сам император Николай II, — поделился информацией Григорий Винтер. — Цена этого портвейна была просто неподъемной. Обычные люди не могли себе позволить купить целую бутылку, поэтому напиток разливали в мензурки и продавали в аптеках. Настоящий же «царский» портвейн можно было купить только на аукционе или заказать в престижном столичном ресторане.
Согласно данным электронной энциклопедии, портвейн «Ливадия» производится с 1891 года. Его изготавливают из сорта винограда «Каберне Совиньон», который произрастает на Южном берегу Крыма, а затем выдерживают три года.
Портвейн был создан виноделом Иосифом Бианки в имении Его Величества в Ливадии специально для царского стола. Выпускался он в оригинальных бутылках с вензелем и оттиском «Ливадия; имение Его Величества», виден герб Российской империи. Право на приготовление этих вин имел только дом Романовых.
Григорий Винтер предположил, что царский портвейн мог храниться в доме Верещагина.
— О найденном медальоне я рассказал руководству Дома-музея Верещагиных. Мне сказали, что с радостью примут его. Сейчас я оформлю его в багетной мастерской и передам в дар, — завершил рассказ Григорий Винтер.