Током против зверей

[Обзор прессы]

Пути миграции животных, по словам работников департамента, неисповедимы. Например, из 18 ДТП с участием лосей в 2012 году только в одном случае лось перешел дорогу в коридоре, обозначенном знаками. | Фото с сайта doodoo.ru

Трассу Вологда — Новая Ладога оборудуют электронными «пастухами», отпугивающими лосей.

Работы по расчистке обочины трассы и установке ограждений на 41-м и 47-м километрах уже начались.

Ритуал против лося

Ежедневно из Вологды в Череповец и обратно проезжает около 11 тысяч автомобилей. Ежегодно эта трасса уносит десятки жизней водителей и пассажиров. В районах 41-го и 47-го километров проходят лосиные тропы, еще в нескольких местах на дорогу выходят кабаны и медведи. Звериные переходы может увидеть каждый, ведь обочины в этих местах завалены траурными венками.

По данным УГИБДД УМВД России по Вологодской области, только за 7 месяцев 2013 года произошло 8 ДТП, в которых при столкновении с лосем пострадали и погибли люди. Но самыми страшными стали последствия столкновения с лосем 14 сентября 2011 года с участием автомобиля «Мицубиши-Колт», когда погибли сразу четверо молодых людей. Лось буквально влетел в салон, раздавив автомашину.

Каждый год во время всплеска смертельной статистики на Новой Ладоге люди начинают обвинять Правительство области, ГИБДД, охотоведов и прокуратуру в том, что органам власти просто наплевать на то, что происходит. На Новую Ладогу периодически выезжают священники, чтобы освятить опасные места. Батюшки ездят вместе с сотрудниками ДПС по трассе и совершают свои ритуалы, но количество жертв в ДТП на трассе не уменьшается.

Должны, но не делают?

Еще в 2010 году природоохранный прокурор Светлана Павленко потребовала от областного правительства организовать специальные ограждения вдоль проезжей части федеральной трассы Вологда — Новая Ладога и автодорог областного значения. «Только за 2010 год на этой трассе были сбиты 72 лося, 6 кабанов и даже рысь, — констатировала глава череповецкой природоохранной прокуратуры. — Практически каждая третья авария с участием лося заканчивается больницей или смертью. Лось от удара умирает в большинстве случаев. Нужны кардинальные меры. Установки знаков „Осторожно, дикие животные!“ и чистки обочин проезжей части недостаточно, так как, например, в темное время суток вовремя заметить лося водитель не сможет, какие бы знаки ни стояли. Трассы должны быть отгорожены от лесных массивов ограждениями в виде сеток. Кроме того, должны быть установлены катафоты, которые будут отпугивать животных. Все эти мероприятия предусмотрены законом и уже давно должны быть выполнены».

Прокуратура направила в адрес Правительства Вологодской области соответствующий документ. Прошло три года. Сменилась областная власть. Но ни сеток, ни катафотов не появилось. Не изменилось ничего, и люди по-прежнему продолжают погибать. 8 июля неподалеку от Шексны в лосенка на своей машине врезался и погиб 20-летний житель Белозерска. 16 июля лось унес жизнь водителя автомобиля «Киа».

«У нас нет денег, — признает представитель департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Сергей Назаров. — Ситуация с бюджетом тяжелая, мы вынуждены экономить. Есть проекты современных установок, предупреждающих водителей о том, что зверь вышел на обочину, но они достаточно затратные. А сетки не помогут. Лось просто обойдет сеточку и снова пойдет на дорогу».

Пути миграции животных, по словам работников департамента, неисповедимы. Например, из 18 ДТП с участием лосей в 2012 году только в одном случае лось перешел дорогу в коридоре, обозначенном знаками.

«В Европе строят даже такие экодуки для перехода животных, — рассказывает Сергей Назаров. — Но это достаточно емкое по финансам мероприятие. Нужны ведь не только сами сетки, нужно еще и направить животных через скотопрогоны. Это специальные арочные сооружения под проезжей частью, каждое из которых стоит примерно 5 миллионов рублей. Денег нет. Есть только проекты, и пока они проектами остаются».

Электронный пастух

Пока в Правительстве области строят планы, рабочие управления «ФКУ Упрдор «Холмогоры», в чьем введении находится трасса «Новая Ладога», валят деревья, расчищая обочины в местах, где проходят лосиные тропы, улучшая обзор. На минувшей неделе работы начались на двух участках — 41-м и 47-м километрах, там, где, по статистике «ФКУ Упрдор «Холмогоры», наиболее часто видели лосей.

«Для того чтобы лось не появился внезапно, нужно расчистить пространство, — пояснил начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Сергей Ручьев. — После этого мы установим систему „электронный пастух“ для отпугивания животных».

«Электронные пастухи» в России относительно недавно начали пользоваться спросом, а вот в Европе их уже давно освоили фермеры. Суть работы такой изгороди, защищающей от животных, в том, что по тонкой проволоке подается от источника питания небольшое напряжение тока. Животное, подходя к ограждению, получает едва ощутимый разряд электрического тока, который его отпугивает. Причем источником питания в современных установках служат не трансформаторы, а бесплатная и дешевая солнечная энергия, поскольку «электронные пастухи» присоединены к солнечным батареям.

Все работы «ФКУ Упрдор «Холмогоры» ведет за свой счет и по собственной инициативе. Например, в Правительстве Вологодской области нам пояснили, что им ничего не известно об этом.

«На эти работы мы тратим деньги из тех, что выделяются федеральной казной на содержание дорог, — сказал Сергей Ручьев. — Мы не готовы пока назвать сумму, которая будет израсходована. Она не такая уж и большая. Посмотрим, как будет работать новая система, сократит ли она количество аварий, и затем будем решать, продолжать ли эти работы».

«Электронные пастухи» заработают на Новой Ладоге уже в сентябре этого года.

А как у них?

  • В Испании для белок натягивают над трассами канаты.
  • В Финляндии устанавливают инфракрасные датчики, фиксирующие появление крупного зверя. Когда животное близко подходит к дороге, начинает мигать знак, предписывающий водителю снизить скорость до 15 км в час.
  • В Швеции проблему стеклянных переходов, о которые часто разбиваются птицы, решили, наклеив на них силуэты пернатых хищников.
  • Первым местом, где в России были построены подземные проходы для животных, стал Лосиный остров в Москве. Единственный в мире национальный парк, находящийся внутри мегаполиса.
Автор:
Юлия Лаврова