Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников предложил в целях экономии перевести госслужащих в органах исполнительной власти региона на четырехдневную рабочую неделю. Об этом он заявил в ходе оперативного совещания, на котором обсуждались итоги исполнения областного бюджета в первой половине
Кувшинников, в частности, сказал: «В целях экономии средств предлагаю провести мероприятия по оптимизации расходов на оплату труда в органах исполнительной государственной власти области, то есть ограничить выплату надбавок, доплат за совмещение, премирования. Департаменту госслужбы и кадровой политики — до 1 сентября рассмотреть вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю госслужащих в органах исполнительной государственной власти региона».
В первом полугодии доходы бюджета составили 17,7 миллиарда рублей. Эта цифра составляет лишь чуть более сорока процентов от плана и на полтора миллиарда ниже чем в прошлом году. Основной причиной недоимок стало снижение поступления налога на прибыль. По прогнозам, до конца года бюджет не досчитается 4,3 миллиарда рублей.
По словам губернатора, сейчас регион не может обеспечить финансированием реализацию майских указов президента страны. Ситуация усугубляется огромными долгами, которые были накоплены ранее.
«Ситуация, сложившаяся в Вологодской области, показательна — Владимир Путин набрал много социальных обещаний накануне выборов и в итоге переложил их на регионы, в том числе дотационные, — сказал „Новым известиям“ политолог Дмитрий Орешкин. — При этом налоги из регионов продолжают выгребаться в усиленных масштабах. Если несколько лет назад регионы отравляли в центр половину собранных налогов, остальное оставляя у себя, то теперь с мест в федеральный центр отправляется две трети. Сокращение рабочего времени чиновников на улучшение ситуации никак не повлияет, это скорее административный жест отчаяния». Кроме того, по мнению эксперта, чиновники всегда придумают, как компенсировать понесенные символические потери.
Эксперты отмечают и другие сложности, связанные с решением губернатора, в том числе юридические. «Вызывает сомнение реальность этой меры, — сказал проректор РАНХиГС Александр Сафонов. — Во-первых, переход на сокращенный режим рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом требует особой процедуры: надо как минимум предупредить работника за два месяца о данном решении. Во-вторых, такой режим не может быть длительным: максимум полгода. В-третьих, переход всех чиновников в такой режим вряд ли возможен. Как, скажите, тогда будут работать важнейшие структурные звенья — финансовый блок, социальный? Они ориентированы на реализацию ежедневных потребностей. Более правильным было бы решение о сокращении численности бюрократии. Однако вопрос об этом даже не ставится».
На этом фоне вызывающе выглядит новость, что губернатор Вологодской области объявил тендер на закупку четырех дорогих внедорожников Chevrolet Tahoe для нужд администрации на сумму 9, 5 млн. рублей. Причем этот тендер был объявлен на следующий день после заседания, на котором губернатор поведал о критическом состоянии финансов региона, сообщает NEWSru.com.
Эта новость активно обсуждается в Сети, где указывается, что при таком плачевном состоянии области можно было бы приобрести бюджетный вариант внедорожников, тот же Nissan
Как вы относитесь к предложению вологодского губернатора? Правильна ли такая бюджетная экономия? Не лучше ли было бы вместо уменьшения рабочего времени чиновников сократить госаппарат? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Олег Пантелеев
15.08.2013 17:01
Считаю, что это чисто пиар ход, чтобы обратить на себя внимание.
Другая его идея — закупить Chevrolet Tahoe — тоже кроме критики нечего у меня не вызывает. Tahoe — это очень плохой выбор. Этот автомобиль крайне неэкономичен — топлива «ест» немерено, и дела с безопасностью для пассажиров тоже обстоят у него не очень хорошо. Персональная же машина должна отвечать двум требованиям: быть безопасной и экономичной. Ни по тому, ни по другому Chevrolet Tahoe не проходит. Кстати, если бы мой друг, коллега Альберт Кажаров, погибший на днях в ДТП, ехал бы не на «Волге», — был бы жив.
В заключение хочу посоветовать губернатору Кувшинникову работать, а не привлекать к себе внимание сомнительными инициативами. Рекомендую ему также позвать себе советником своего предшественника Вячеслава Позгалева. На посту губернатора он проработал почти 15 лет и ни разу таким вот образом не привлек к себе внимания.
Алексей Александров
15.08.2013 16:57
Лучшая экономия бюджетных средств — это остановить процветание их воровства. Вот с этого Вологодская область и должна начать: собрать депутатов, руководителей правоохранительных органов и подготовить программу экономии бюджетных средств путем предупреждения их хищения и жесткого наказания за расхищение.
Так, в частности, никто не говорит, что служебные машины не нужны. Но они не должны быть роскошными и сверхдорогими. По моему мнению, в регионе автомобилей представительского класса должно быть не больше трех штук: у губернатора, его первого зама и для встреч высоких гостей. У всех же остальных, кому служебный автомобиль положен, он должен быть из так называемой бюджетной ниши — максимум до 1 млн рублей. Хотя и за 1 млн мне кажется дороговато будет.
Максим Рохмистров
15.08.2013 16:56
Насколько я знаю, многие наши госслужащие, как на федеральном, так и на региональном уровнях, вообще нередко работают по шесть дней в неделю, а то и вовсе без выходных. Им просто физически не хватает пяти рабочих дней для выполнения всех своих служебных задач. А тут в регионе с такими огромными проблемами с бюджетом и экономикой в целом предлагается, напротив, сократить объемы работы чиновников!
Кроме того, служащие, работающие для населения, обязательно должны находить время, и немалое, для встреч с людьми. У нас по-прежнему большая проблема попасть к чиновнику на прием. Как же мы будем ее решать, если количество рабочих часов чиновников будет сокращаться?
В любом случае, вопрос нужно ставить не о сокращении рабочей недели региональных чиновников или уменьшении их численности, а об эффективности их работы для населения. Основные же показатели этой эффективности — уровень жизни в регионе, решение социальных вопросов, проблемы занятости, развитие экономики региона. Если для решения всех этих задач не хватает чиновников, их число нужно увеличивать. Если, напротив, выясняется, что госслужащие недостаточно загружены — нужно их сокращать.
Я также убежден, что все региональные чиновники, за исключением первых лиц субъектов, должны ездить на своих собственных машинах. На какие автомобили заработали — на тех пускай и ездят. Все годы своей депутатской деятельности я всегда сам за рулем. Причем на собственной машине я езжу и по всем служебным делам.
Константин Сурков
Первый зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Забайкальский край), член «ЕР»
15.08.2013 16:53
С другой стороны, именно он и должен показать пример, начать с себя, начать себе сокращать и зарплату, и надбавки, поскольку все оклады чиновников в областях, краях, республиках привязаны к окладу губернатора.
Я разделяю обеспокоенность интернет-сообщества по поводу закупки дорогих внедорожников, в то время как финансовое состояние региона критическое, о чем, кстати, сказал сам губернатор. Вообще, при наполнении автопарка для местной власти нужно следовать курсу политической и экономической корректности. Большие дорогие машины нужны только первым лицам, которые по роду деятельности мотаются по субъекту, где есть бездорожье. Пересадку на отечественные машины мы уже проходили. Как это не прискорбно, но эксплуатационные затраты у наших авто значительно выше, чем у иномарок. Но сейчас есть много тех же иномарок бизнес-класса, которые собираются в России, поэтому значительно дешевле «родных» — в пределах 1 200 000 — 1 300 000 рублей. Вот на них и надо остановиться.
Евгений Серебренников
15.08.2013 16:52
Если вологодским чиновникам нечем заниматься пять дней в неделю — предполагается, наверное, что они вполне смогут уложиться в четыре дня, — тогда надо сокращать не их рабочее время, а их самих. Вот тогда средства действительно будут высвобождены.
Виктор Звагельский
Зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Фракция «ЕР»
15.08.2013 16:51
Если даже областные чиновники не сильно загружены работой, предлагать сократить их рабочую неделю, мягко говоря, недальновидно. Особенно если учитывать в целом негативное отношение (хотя, возможно, такое отношение и не всегда справедливо) в обществе к чиновничеству. Поэтому ни к чему хорошему эта инициатива не приведет, а может вызвать только всплеск недовольства в регионе, волну критики и насмешек. Думаю, политических очков главе региона его идея явно не прибавит.
К тому же, намерение губернатора вступает в противоречие с действующим Трудовым кодексом, где подробно прописаны положения, регулирующие вопросы труда и отдыха.
Нужно или нет сокращать госаппарат в Вологодской области — пусть об этом думают сам губернатор и его подчиненные. В любом случае, в бюджетной политике, равно как и в мерах по совершенствованию деятельности администрации, не должно быть никакого популизма и показухи: все решения должны приниматься исходя из реальных потребностей и проблем региона.
Валерий Зубов
Член комитета ГД по транспорту. Фракция «СР»,
губернатор Красноярского края
15.08.2013 16:48
Деятельность служб, обеспечивающих ежедневные потребности населения, от реализации данной инициативы не нарушится, поскольку все эти службы выведены за пределы администрации. Но возникает вопрос: почему губернатор предлагает для своих чиновников
Думаю, нам давно пора радикально поменять механизмы социального обслуживания работников власти. Подойдите, к примеру, сегодня к зданию администрации Петербурга или к московской мэрии. Вы увидите огромное количество служебных машин, которые простаивают там с утра до вечера: утром чиновника привезли на работу, а вечером отвезли домой. Считаю, что все чиновники, чья деятельность не связана с постоянными поездками по городу и региону, должны ездить исключительно на личном автотранспорте. На то он и современный госслужащий, чтобы уметь хорошо водить машину, «дружить» с интернетом и т.д. Сам я пользуюсь служебной машиной только в тех случаях, когда езжу в аэропорт и обратно, и то далеко не всегда.
Так что идея Вологодского губернатора дает поле для многих размышлений. Ее плюс заключается лишь в том, что тема о расходах на чиновничий аппарат вновь оказалась вброшена в общественное пространство.
Борис Кашин
Член Комитета Госдумы по финансовому рынку. Фракция КПРФ
15.08.2013 16:44
Другое дело, раз поднимается вопрос о переводе чиновников на сокращенную рабочую неделю, одновременно с этим должен решаться и вопрос о сокращении их численности. Думаю, в администрации области наверняка есть резервы для такого сокращения. Это ведь в муниципалитетах и сельских поселениях у нас наблюдается сегодня острая нехватка кадров, вплоть до того, что некоторые населенные пункты остаются без власти и людям буквально не к кому обращаться. Но в ряде региональных администраций штаты, напротив, чрезмерно и совершенно неоправданно раздуты.
А вот решение о закупке дорогих служебных автомобилей на фоне политики по экономии бюджетных средств выглядит очевидным проколом. Не зря говорится, что начинать решение многих проблем лучше с самих себя. Вот пусть губернатор и представители его администрации поездят на отечественных автомобилях, на личном примере подтверждая свою приверженность принципам экономии и бережливости.
Евгений Федоров
Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЕР»
15.08.2013 16:43
Конечно, с точки зрения большей экономической выгоды было бы лучше рассмотреть возможность сокращения численности чиновников. При сокращенной рабочей неделе чиновников расходы на обеспечение их деятельности, в том числе медицинское обслуживание, транспорт, содержание рабочих мест и т.д., остаются прежними. Поэтому решение о переводе госслужащих на
Но я считаю, что губернатору в данной ситуации должно быть виднее.
Валерий Кадохов
Бывший
15.08.2013 16:42
И что это за финт с обновлением автопарка? Зачем нужны такие дорогие машины? Те госслужащие, кому положены служебные автомобили, должны ездить на недорогих иномарках, собираемых в России. А чтобы денег хватало, чтобы не придумывать что-то «в целях экономии бюджетных средств», надо эти деньги зарабатывать и главное следить, чтобы их не разворовывали.