Парламентарии о четырехдневке для чиновников

[Обзор прессы]
http://vologda-oblast.ru/ru/governor/biografi/

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников предложил в целях экономии перевести госслужащих в органах исполнительной власти региона на четырехдневную рабочую неделю. Об этом он заявил в ходе оперативного совещания, на котором обсуждались итоги исполнения областного бюджета в первой половине 2013-го года и прогноз на конец года, сообщает «ИА СеверИнформ».


Кувшинников, в частности, сказал: «В целях экономии средств предлагаю провести мероприятия по оптимизации расходов на оплату труда в органах исполнительной государственной власти области, то есть ограничить выплату надбавок, доплат за совмещение, премирования. Департаменту госслужбы и кадровой политики — до 1 сентября рассмотреть вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю госслужащих в органах исполнительной государственной власти региона».

В первом полугодии доходы бюджета составили 17,7 миллиарда рублей. Эта цифра составляет лишь чуть более сорока процентов от плана и на полтора миллиарда ниже чем в прошлом году. Основной причиной недоимок стало снижение поступления налога на прибыль. По прогнозам, до конца года бюджет не досчитается 4,3 миллиарда рублей.

По словам губернатора, сейчас регион не может обеспечить финансированием реализацию майских указов президента страны. Ситуация усугубляется огромными долгами, которые были накоплены ранее.

«Ситуация, сложившаяся в Вологодской области, показательна — Владимир Путин набрал много социальных обещаний накануне выборов и в итоге переложил их на регионы, в том числе дотационные, — сказал „Новым известиям“ политолог Дмитрий Орешкин. — При этом налоги из регионов продолжают выгребаться в усиленных масштабах. Если несколько лет назад регионы отравляли в центр половину собранных налогов, остальное оставляя у себя, то теперь с мест в федеральный центр отправляется две трети. Сокращение рабочего времени чиновников на улучшение ситуации никак не повлияет, это скорее административный жест отчаяния». Кроме того, по мнению эксперта, чиновники всегда придумают, как компенсировать понесенные символические потери.

Эксперты отмечают и другие сложности, связанные с решением губернатора, в том числе юридические. «Вызывает сомнение реальность этой меры, — сказал проректор РАНХиГС Александр Сафонов. — Во-первых, переход на сокращенный режим рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом требует особой процедуры: надо как минимум предупредить работника за два месяца о данном решении. Во-вторых, такой режим не может быть длительным: максимум полгода. В-третьих, переход всех чиновников в такой режим вряд ли возможен. Как, скажите, тогда будут работать важнейшие структурные звенья — финансовый блок, социальный? Они ориентированы на реализацию ежедневных потребностей. Более правильным было бы решение о сокращении численности бюрократии. Однако вопрос об этом даже не ставится».

На этом фоне вызывающе выглядит новость, что губернатор Вологодской области объявил тендер на закупку четырех дорогих внедорожников Chevrolet Tahoe для нужд администрации на сумму 9, 5 млн. рублей. Причем этот тендер был объявлен на следующий день после заседания, на котором губернатор поведал о критическом состоянии финансов региона, сообщает NEWSru.com.

Эта новость активно обсуждается в Сети, где указывается, что при таком плачевном состоянии области можно было бы приобрести бюджетный вариант внедорожников, тот же Nissan X-Trail, цены на который начинаются от 1 миллиона 10 тысяч рублей.

Как вы относитесь к предложению вологодского губернатора? Правильна ли такая бюджетная экономия? Не лучше ли было бы вместо уменьшения рабочего времени чиновников сократить госаппарат? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Олег Пантелеев

1-й зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Курганская обл), член «ЕР»

15.08.2013 17:01

У нас в стране действует единый для всех Трудовой кодекс. Кроме того, все субъекты равны по Конституции. Если каждый субъект начнет выдумывать какие-то свои правила, устанавливать свое внутреннее расписание жизни, в стране начнется анархия. И наконец, у президента, между прочим, семидневная рабочая неделя. Как губернатор, как глава региона, будет координировать свои действия с главой государства? А поручения его он тоже будет выполнять в сокращенном виде?!

Считаю, что это чисто пиар ход, чтобы обратить на себя внимание.

Другая его идея — закупить Chevrolet Tahoe — тоже кроме критики нечего у меня не вызывает. Tahoe — это очень плохой выбор. Этот автомобиль крайне неэкономичен — топлива «ест» немерено, и дела с безопасностью для пассажиров тоже обстоят у него не очень хорошо. Персональная же машина должна отвечать двум требованиям: быть безопасной и экономичной. Ни по тому, ни по другому Chevrolet Tahoe не проходит. Кстати, если бы мой друг, коллега Альберт Кажаров, погибший на днях в ДТП, ехал бы не на «Волге», — был бы жив.

В заключение хочу посоветовать губернатору Кувшинникову работать, а не привлекать к себе внимание сомнительными инициативами. Рекомендую ему также позвать себе советником своего предшественника Вячеслава Позгалева. На посту губернатора он проработал почти 15 лет и ни разу таким вот образом не привлек к себе внимания.

Алексей Александров

1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР

15.08.2013 16:57

Я категорически против этого предложения. Оно разрушает всю систему управления в стране. Такое мог предложить только абсолютно неопытный в госуправлении человек. Этак можно и до трех, и до однодневной рабочей недели дойти!

Лучшая экономия бюджетных средств — это остановить процветание их воровства. Вот с этого Вологодская область и должна начать: собрать депутатов, руководителей правоохранительных органов и подготовить программу экономии бюджетных средств путем предупреждения их хищения и жесткого наказания за расхищение.

Так, в частности, никто не говорит, что служебные машины не нужны. Но они не должны быть роскошными и сверхдорогими. По моему мнению, в регионе автомобилей представительского класса должно быть не больше трех штук: у губернатора, его первого зама и для встреч высоких гостей. У всех же остальных, кому служебный автомобиль положен, он должен быть из так называемой бюджетной ниши — максимум до 1 млн рублей. Хотя и за 1 млн мне кажется дороговато будет.

Максим Рохмистров

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЛДПР»

15.08.2013 16:56

Мне эта инициатива вологодского губернатора не понятна.

Насколько я знаю, многие наши госслужащие, как на федеральном, так и на региональном уровнях, вообще нередко работают по шесть дней в неделю, а то и вовсе без выходных. Им просто физически не хватает пяти рабочих дней для выполнения всех своих служебных задач. А тут в регионе с такими огромными проблемами с бюджетом и экономикой в целом предлагается, напротив, сократить объемы работы чиновников!

Кроме того, служащие, работающие для населения, обязательно должны находить время, и немалое, для встреч с людьми. У нас по-прежнему большая проблема попасть к чиновнику на прием. Как же мы будем ее решать, если количество рабочих часов чиновников будет сокращаться?

В любом случае, вопрос нужно ставить не о сокращении рабочей недели региональных чиновников или уменьшении их численности, а об эффективности их работы для населения. Основные же показатели этой эффективности — уровень жизни в регионе, решение социальных вопросов, проблемы занятости, развитие экономики региона. Если для решения всех этих задач не хватает чиновников, их число нужно увеличивать. Если, напротив, выясняется, что госслужащие недостаточно загружены — нужно их сокращать.

Я также убежден, что все региональные чиновники, за исключением первых лиц субъектов, должны ездить на своих собственных машинах. На какие автомобили заработали — на тех пускай и ездят. Все годы своей депутатской деятельности я всегда сам за рулем. Причем на собственной машине я езжу и по всем служебным делам.

Константин Сурков

Первый зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Забайкальский край), член «ЕР»

15.08.2013 16:53

Наша Конституция оставляет право за местной властью в случае острой необходимости — нехватка средств, финансовые трудности — идти на шаги по урезанию расходов, которые позволили бы сгладить положение. Это можно делать и через сокращение рабочего дня, недели, зарплат, премий, и через сокращение аппарата, тем более армия чиновников, особенно в регионах, весьма раздута. Все эти направления — в компетенции губернатора, не стоит вмешиваться в его вотчину.

С другой стороны, именно он и должен показать пример, начать с себя, начать себе сокращать и зарплату, и надбавки, поскольку все оклады чиновников в областях, краях, республиках привязаны к окладу губернатора.

Я разделяю обеспокоенность интернет-сообщества по поводу закупки дорогих внедорожников, в то время как финансовое состояние региона критическое, о чем, кстати, сказал сам губернатор. Вообще, при наполнении автопарка для местной власти нужно следовать курсу политической и экономической корректности. Большие дорогие машины нужны только первым лицам, которые по роду деятельности мотаются по субъекту, где есть бездорожье. Пересадку на отечественные машины мы уже проходили. Как это не прискорбно, но эксплуатационные затраты у наших авто значительно выше, чем у иномарок. Но сейчас есть много тех же иномарок бизнес-класса, которые собираются в России, поэтому значительно дешевле «родных» — в пределах 1 200 000 — 1 300 000 рублей. Вот на них и надо остановиться.

Евгений Серебренников

1-й зампред Комитета СФ по обороне и безопасности (Республика Хакасия). Член ЕР

15.08.2013 16:52

Я не понимаю таких предложений. По-моему, и так ясно, что сокращение рабочей недели не может привести к появлению дополнительных средств. Это больше видимость решения вопроса, а не само его решение.

Если вологодским чиновникам нечем заниматься пять дней в неделю — предполагается, наверное, что они вполне смогут уложиться в четыре дня, — тогда надо сокращать не их рабочее время, а их самих. Вот тогда средства действительно будут высвобождены.

Виктор Звагельский

Зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Фракция «ЕР»

15.08.2013 16:51

Мое мнение вряд ли отличается от той скептической оценки, которую уже высказали в отношении этой инициативы некоторые эксперты.

Если даже областные чиновники не сильно загружены работой, предлагать сократить их рабочую неделю, мягко говоря, недальновидно. Особенно если учитывать в целом негативное отношение (хотя, возможно, такое отношение и не всегда справедливо) в обществе к чиновничеству. Поэтому ни к чему хорошему эта инициатива не приведет, а может вызвать только всплеск недовольства в регионе, волну критики и насмешек. Думаю, политических очков главе региона его идея явно не прибавит.

К тому же, намерение губернатора вступает в противоречие с действующим Трудовым кодексом, где подробно прописаны положения, регулирующие вопросы труда и отдыха.

Нужно или нет сокращать госаппарат в Вологодской области — пусть об этом думают сам губернатор и его подчиненные. В любом случае, в бюджетной политике, равно как и в мерах по совершенствованию деятельности администрации, не должно быть никакого популизма и показухи: все решения должны приниматься исходя из реальных потребностей и проблем региона.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция «СР»,
губернатор Красноярского края (1993–1998)

15.08.2013 16:48

Вот эти действия вологодского губернатора, включая решение о тендере на закупку дорогих внедорожников, показывают уровень компетентности сегодняшней региональной власти. Последовательные шаги по освобождению от реальных выборов глав регионов привели к ухудшению качества нашего губернаторского корпуса.

Деятельность служб, обеспечивающих ежедневные потребности населения, от реализации данной инициативы не нарушится, поскольку все эти службы выведены за пределы администрации. Но возникает вопрос: почему губернатор предлагает для своих чиновников 4-дневную рабочую неделю, а не снижение их заработной платы? Пусть тогда он пояснит, что при переходе на этот режим работы госслужащие будут получать меньше. Пока же из его заявления это непонятно. Но даже если это так, то подобное решение, что называется, «слону дробина» с точки зрения оптимизации бюджета. Речь здесь идет о какой-нибудь доле процента, меж тем как дефицит бюджета в области составляет, наверное, не менее 40%.

Думаю, нам давно пора радикально поменять механизмы социального обслуживания работников власти. Подойдите, к примеру, сегодня к зданию администрации Петербурга или к московской мэрии. Вы увидите огромное количество служебных машин, которые простаивают там с утра до вечера: утром чиновника привезли на работу, а вечером отвезли домой. Считаю, что все чиновники, чья деятельность не связана с постоянными поездками по городу и региону, должны ездить исключительно на личном автотранспорте. На то он и современный госслужащий, чтобы уметь хорошо водить машину, «дружить» с интернетом и т.д. Сам я пользуюсь служебной машиной только в тех случаях, когда езжу в аэропорт и обратно, и то далеко не всегда.

Так что идея Вологодского губернатора дает поле для многих размышлений. Ее плюс заключается лишь в том, что тема о расходах на чиновничий аппарат вновь оказалась вброшена в общественное пространство.

Борис Кашин

Член Комитета Госдумы по финансовому рынку. Фракция КПРФ

15.08.2013 16:44

Действительно, ситуация с финансами в Вологодской области очень непростая. Дефицит бюджета там сложился еще при предыдущем губернаторе. Сам же бюджет очень сильно зависит от поступлений от «Северстали» — это основной поставщик налогов в областную казну. Поэтому любые шаги, направленные на оптимизацию в регионе бюджетных расходов, можно только приветствовать.

Другое дело, раз поднимается вопрос о переводе чиновников на сокращенную рабочую неделю, одновременно с этим должен решаться и вопрос о сокращении их численности. Думаю, в администрации области наверняка есть резервы для такого сокращения. Это ведь в муниципалитетах и сельских поселениях у нас наблюдается сегодня острая нехватка кадров, вплоть до того, что некоторые населенные пункты остаются без власти и людям буквально не к кому обращаться. Но в ряде региональных администраций штаты, напротив, чрезмерно и совершенно неоправданно раздуты.

А вот решение о закупке дорогих служебных автомобилей на фоне политики по экономии бюджетных средств выглядит очевидным проколом. Не зря говорится, что начинать решение многих проблем лучше с самих себя. Вот пусть губернатор и представители его администрации поездят на отечественных автомобилях, на личном примере подтверждая свою приверженность принципам экономии и бережливости.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЕР»

15.08.2013 16:43

Сразу замечу, что руководитель субъекта РФ имеет право принимать такого рода решения. Да, речь идет о государственных служащих, но регионального уровня, подчиняющихся непосредственно губернатору. Поэтому глава региона вправе определять формат их работы.

Конечно, с точки зрения большей экономической выгоды было бы лучше рассмотреть возможность сокращения численности чиновников. При сокращенной рабочей неделе чиновников расходы на обеспечение их деятельности, в том числе медицинское обслуживание, транспорт, содержание рабочих мест и т.д., остаются прежними. Поэтому решение о переводе госслужащих на 4-дневную рабочую неделю экономически не самое дешевое, в особенности по сравнению с вариантом сокращения госаппарата.

Но я считаю, что губернатору в данной ситуации должно быть виднее.

Валерий Кадохов

Бывший 1-й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республики Северная Осетия — Алания). Член ЕР. Сотрудник Минрегионразвития.

15.08.2013 16:42

Из этой инициативы губернатора непонятно, распространяется ли она и на него. Если распространяется, то он что, тоже будет четыре дня работать, тогда как ему суток не должно хватать?! Если не распространяется, как он будет работать без команды, которую досрочно отправляет на покой?!

И что это за финт с обновлением автопарка? Зачем нужны такие дорогие машины? Те госслужащие, кому положены служебные автомобили, должны ездить на недорогих иномарках, собираемых в России. А чтобы денег хватало, чтобы не придумывать что-то «в целях экономии бюджетных средств», надо эти деньги зарабатывать и главное следить, чтобы их не разворовывали.
Автор:
Regions.ru