ВГПУ реорганизации уже коснулась. | Фото из архива «Премьера» |
Педагогический и технический университеты готовятся к реорганизации. Студенты и сотрудники ВГПУ уже ощутили на себе первые шаги к реорганизации вуза.
Так, весной этого года в разных подразделениях университета было сокращено несколько молодых специалистов, и вместе с тем идет сокращение ставок профессорско-преподавательского состава.
К тому же объединяются кафедры и факультеты. И если в слиянии кафедры журналистики и русского языка, а также факультетов прикладной математики и физико-математического логику еще можно найти, то в присоединении музыкально-педагогического факультета к факультету иностранных языков рациональное начало еще предстоит отыскать.
Давно пора!
Как утверждает председатель комиссии по стратегическому планированию ВГПУ Гурий Судаков, процессы, которые сейчас происходят в вузе, не связаны с грядущей реорганизацией. «Все это надо было делать с умом еще десять лет назад. Я давно говорил, что области нужен крупный филологический факультет, то есть выступал за присоединение иняза к филфаку, — рассказывает Гурий Васильевич. — Но те, пользуясь либеральностью руководства и желая сохранить самостоятельность, сами решили укрупниться — за счет поглощения музыкального факультета».
По новым требованиям Минобрнауки, которые в скором времени вступят в силу, на кафедре для ее успешного развития должно работать не менее 15 сотрудников, а хороший факультет должен иметь минимум 500 студентов. «К тому же на одну ставку преподавателя вуза должно приходиться десять студентов-очников или сто заочников. В ВГПУ это соотношение не соблюдается, поэтому нам приходится сокращать ставки профессорско-преподавательского состава, — говорит советник при ректорате ВГПУ Лилия Берсенева. — У нас в начале года было десять факультетов и соответственно десять деканатов, при этом в техническом университете на шести факультетах обучается больше десяти тысяч студентов. Так что нам придется приводить структуру нашего вуза в соответствие с новыми требованиями Минобрнауки и структурой ВоГТУ». Лилия Анатольевна подтвердила, что в ближайшее время объединение факультетов и кафедр продолжится.
При этом в руководстве вуза не перестают повторять, что не только несправедливы критерии оценки, но и данные министерства о педвузе устарели. Так, по итогам прошлого учебного года, университет вполне соответствует четырем критериям из пяти. Другое дело, что эффективность образования и науки в университете теперь измеряется деньгами. «Здесь мы не жалуемся. Наша кафедра русского языка ежегодно грантами зарабатывает
По сценарию Череповца?
17 лет назад в Череповце претерпели реорганизацию индустриальный и педагогический институты, так появился ЧГУ. «Объединение любых организаций — длительный, трудный, иногда болезненный процесс, — комментирует ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев. — Всегда проявляются различия в корпоративной культуре и организационных процессах. Всегда есть дублирующие структурные подразделения, а управленческие команды довольно часто пытаются всеми силами сохранить свой статус. Но объединение со своим географическим соседом для ВГПУ сейчас наиболее верный шаг»
В руководстве ВГПУ и ВоГТУ подтверждают, что в августе или начале сентября ждут министерского приказа относительно судьбы вологодских вузов. Рассматривалось несколько вариантов реорганизации, в том числе и ликвидации сразу двух вузов и создания на их базе нового университета. Но, скорее всего, произойдет типичное присоединение вуза неэффективного к эффективному в форме подразделения или института. Именно по такой схеме в 2012 году было реорганизовано 36 вузов, и лишь два вуза — в Иваново — по схеме слияния, то есть на паритетных началах. При этом в среднем 15% сотрудников были сокращены. «Форма присоединения идеологически и психологически труднее, но бюрократически эта процедура самая легкая и надежная», — считает Гурий Судаков.
Между тем некоторые профессора университетов считают, что если бы не настойчивая позиция областного руководства на создании «классического» университета, вологодским вузам удалось бы сохранить статус-кво. В правительстве это не прокомментировали.
Группа риска
Ректор ВоГТУ Леонид Соколов не исключает болезненности процесса реорганизации: «Некоторые преподаватели встревожены грядущим присоединением. У каждого вуза — свой академический дух, свои учебные и научные традиции. Наша задача — провести процесс максимально мягко и с меньшими потерями».
Сотрудники университетов беспокоятся не без оснований: при объединении кафедр, факультетов, а также при упразднении административных подразделений могут пострадать пенсионеры, а также молодые специалисты без академической степени и звания. Преподаватели вузов жалуются на сложившийся информационный вакуум: «Мы чувствуем себя заложниками командно-административной системы. С нами, естественно, никто не советуется, коллегиальность решений не достигнута даже на уровне ученых советов. Более того, мы совершенно не информированы, а потому в университете ходит много слухов».
Специалисты утверждают, что в случае реорганизации самая защищенная группа — это студенты, ведь им для перевода в новый вуз необходимо лишь подписать соответствующее уведомление. При этом в группах риска остаются студенты с академической задолженностью, а также те, кто находится в академическом отпуске или на больничном.
Источники, близкие к областному правительству, а также к руководству вузов, называют несколько возможных кандидатур на пост ректора ВГУ: нынешний ректор ВоГТУ Леонид Соколов, ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев, директор областного многопрофильного лицея Елена Бахтенко (не без протекции областного департамента образования) или, наконец, руководитель из другого региона, как, к примеру, в Ставропольском университете.
«В течение двух-трех лет мы будем объединять кафедры, смежные по направлениям, и административные подразделения. Через четыре года, думаю, новый вуз должен полностью сформироваться и стать одним из самых эффективных центров высшего образования на Северо-Западе страны», — рассказал Леонид Иванович.