Масло не масляное

[Обзор прессы]
  • Фото: Ульяны Балашовой
    Фото: Ульяны Балашовой
  • Фото: Ульяны Балашовой
    Фото: Ульяны Балашовой
Что продают под видом продукции из Тарноги.

Комиссия из областных чиновников проверяла в Череповце обоснованность жалоб потребителей на то, что под видом настоящего масла из вологодской глубинки продают дешевый спред неизвестного происхождения. Закуп сделали в нескольких торговых точках, расположенных на рынках города, и провели экспертизу.

Масло или спред?

Не обманывали череповчане: в 8 случаях из 11 под ценником «тарногское масло» продавался продукт, никакого отношения к этому производителю не имеющий. На вкус и цвет все закупленные образцы проверяли настоящие знатоки: эксперты по качеству департамента сельского хозяйства, молокоперерабатывающих предприятий области, специалисты молочной академии. В итоге дегустации и лабораторного анализа выяснилось, что только три образца на самом деле «приехали» в наш город из Тарноги. Пять образцов представляют из себя не что иное, как спред (смесь растительных и молочных жиров с массовой долей общего жира от 39 %). Оставшиеся три образца хоть и представляли собой сливочное масло, но настолько низкого качества, что было понятно: продукт произведен далеко за пределами Вологодчины.

Вместе с экспертами в Череповец приезжала и генеральный директор тарногского маслозавода Валентина Зыкова.

— Причиной проверки послужили звонки, в том числе и к нам, на предприятие, о плохом качестве масла, которое продают как продукцию нашего маслозавода, — говорит Валентина Демьяновна. — В Череповце живет много наших земляков, и они со вкусом нашего масла знакомы с детства.

По словам директора предприятия, с момента основания завода — 1935 года — технология производства масла не менялась, то есть в нем всегда есть только натуральные ингредиенты, вернее, один — сливки. Последние, в свою очередь, производятся только из молока вольно пасущихся коров. Именно поэтому масло из Тарногского Городка всегда пользовалось такой популярностью, и производителям было особенно обидно узнать, что под его видом в Череповце продают «нечто» с жирностью всего 40 %.

При этом продавцы показывали фирменные коробки и ссылались на то, что документы у хозяев есть. Как говорит директор предприятия, может, конечно, они и есть, только уж очень просроченные. Раньше масло в Череповец возили прямо с завода, но с начала этого года перестали — не выгодно. Теперь тарногское масло от производителя можно купить небольшим оптом только в Вологде, причем на данный момент этим занимается лишь один череповецкий предприниматель. С посредниками же тарногчане не работают.

Не гонялся бы ты за дешевизной...

Вот и получается, что в Череповце настоящее тарногское масло есть только в 4 торговых точках.

— В этом месте масло из Тарноги раньше продавала одна женщина-предприниматель, — рассказывает череповецкий бизнесмен Татьяна Чевелёнкова, — но что-то там не сложилось, а люди подходят, спрашивают. Вот я и решила возобновить продажи.

По словам Татьяны Александровны, из-за нечестных продавцов масло, которое неоднократно «брало серебро и золото» на всероссийских конкурсах качества, теперь обрело дурную славу. Мол, люди подходят и говорят, что это спред. Но все дело в том, что сами же потребители идут туда, где якобы тарногскую продукцию продают по сниженной цене.

— Многим наврать легче, чем возить, — заявляет Татьяна Чевелёнкова, — а бабушкам по 320 рублей уже дорого брать, вот и ищут подешевле.

Между тем дешевле быть не может: отпускная цена с завода — 270 рублей за кг. Включите в стоимость транспортные расходы (от Тарногского Городка до нас 500 км), налоги, плату продавцам и водителям, аренду торговой точки, чистую прибыль предпринимателя, вот и набежит более 300 рублей. Между тем на городских прилавках на ценниках «тарногское масло» можно увидеть и меньшие цифры.

Неконтролируемый контроль

Так кто же должен проверить соответствие информации на ценнике товару, что попадает в продажу, выясняли в лаборатории городского рынка.

— Мы проверяем мясо, рыбу, птицу, овощи, а промышленная продукция уведена из-под ведомства нашей ветслужбы, — говорит сотрудник лаборатории и главный ветеринарный врач Череповецкой городской станции по борьбе с болезнями животных Татьяна Распопова.

Хотя, по ее мнению, именно сотрудникам лаборатории нужно дать как можно больше полномочий, ведь у них есть возможность проводить проверки ежедневно и именно к ним поступают жалобы от потребителей.

— То же самое было и с никольским маслом, — продолжает Татьяна Распопова. — Но мы вне правового поля: можем лишь посмотреть, а сделать ничего не можем. Разве только посочувствовать да помочь вернуть деньги.

Вне правового поля в данном случае оказались и сотрудники управления экономической политики мэрии, хотя история с тарногским маслом оказалась не единственной в своем роде. Не раз сюда поступали обращения, что импортные помидоры выдают за тоншаловскую продукцию, а зимнюю клубнику — за продукт «Майского».

— Полномочий, чтобы наказывать таких продавцов, у нас нет, — говорит начальник отдела развития потребительского рынка Татьяна Титова, — это может только Роспотребнадзор. Между тем хотелось бы сказать череповчанам: если у них есть сомнения в качестве какой-то продукции, пусть обращаются к нам. Поможем разобраться и направить претензию в соответствующие органы.

И вот что странно: потребители на подмену масла почему-то не жалуются ни в бывшее управление торговли, ни в то ведомство, у которого есть «карательное право» к нечестным продавцам.

— Таких обращений у нас не зафиксировано, — констатировала главный специалист череповецкого отдела Роспотребнадзора Валентина Анисимова, — были подобные жалобы, но не по вологодской продукции.

А между тем только санитарные врачи могут проводить проверки товара, с требованием о предъявлении всех документов на него, и упаковочной тары, а также принимать меры по «перевоспитанию» нечестных продавцов. Что, впрочем, они и делают, но только по обращениям граждан.

За печатью производителя

А что же потребители? Один раз попробовав спред, они предпочитают не ввязываться в разбирательства, а просто перестают покупать продукцию из Тарногского Городка, предпочитая других производителей. Благо выбор у нас есть. Так почему же именно тарногское масло стало объектом подмены под прилавками?

Дело в том, что часть продукции этого предприятия приходит в город монолитом. То есть продается на развес. Причин несколько: во-первых, так дешевле, во-вторых, объем производства на маслозаводе невелик — всего 20 тонн масла в месяц. Закупать дополнительное оборудование для упаковки невыгодно. Есть, конечно, в Тарноге специальная тара — контейнеры по 180 и 350 граммов, но большую часть все же сбывают по старинке.

— Мне говорили, что на городских рынках в Вологде и Череповце продается «наше» масло в фольге, — рассказывает директор тарногского предприятия Валентина Зыкова. — Понятно, что его не мы произвели. А когда на ярмарки приезжаем, люди подходят и говорят, что рядом продается «наша» продукция дешевле.

Когда масло упаковано в простой пергамент, убедить потребителей в том, что здесь продукт настоящий, а там — нет, даже генеральному директору предприятия-производителя непросто. Вот и решили тарногчане внести изменения в свой продукт, не менявшийся десятилетиями. Конечно, не с точки зрения качества.

— Мы примем меры защиты от подделки. Придется теперь, наверное, фасовать масло по килограмму, — делится планами Валентина Зыкова. — На каждом поверх бумаги будет наша фирменная наклейка, но так как и ее можно подделать, поставим свою печать.

Покупатель может попросить показать упаковку, чтобы быть уверенным, что за свои деньги он покупает настоящий продукт, а не то, что в соседнем ларьке продается в 3 раза дешевле.

Автор:
Наталья Демченко