Проблема №4

[Обзор прессы]

Троллейбус маршрута № 4 с недавних пор стал ездить без кондуктора. | Фото Дениса Краснова

Несмотря на активное недовольство вологжан, «Вологдаэлектротранс» планирует оснастить турникетами все свои троллейбусы. Это произойдет уже очень скоро — до 20 июня.

Сейчас только на 4-м маршруте полностью отказались от кондукторов, установив в салонах турникеты с электронной системой продажи билетов — так называемыми валидаторами. Также билет можно купить у водителя. «Турникет предназначен для преграждения проникновения в салон троллейбуса пассажира, не желающего оплачивать проезд, а терминал — для оплаты пассажиром проезда при использовании электронной карты», — рассказывает начальник службы перевозок «Вологдаэлектротранса» Юрий Маслов.

Вологжане считают странным то, что у них не спросили, а хотят ли они такую систему. «Какой-то эксперимент нужно было провести сначала, узнать общественное мнение. Они для кого это сделали? Да и средства, наверное, вложены немаленькие», — рассуждает вологжанка Галина Иванова.

В социальных сетях появлялась информация о том, что на таком турникете женщина сломала руку, однако официальное подтверждение, что такой факт имел место, «Премьер» не получил.

Все по очереди

Вологжане жалуются, что теперь пробираются в салон «рогатого» при новой системе оплаты слишком долго. Нередки случаи, когда перед троллейбусом выстраиваются целые очереди. Вологжанка Татьяна Борисова рассказывает, как однажды троллейбус простоял на остановке почти полчаса. «Пассажиры по одному заходили в салон, и каждый покупал билет, — рассказывает она. — В итоге из Заречья до Бывалова я ехала 50 минут, и это в семь утра, когда пробок ещё нет!»

Юрий Маслов полагает, что проблема долгой посадки в троллейбус создана самими пассажирами, которые заблаговременно не приобрели электронные билеты. «В отличие от Москвы, где посадка производится только через переднюю дверь транспорта, мы обеспечили возможность посадки и через заднюю дверь, используя при этом электронные билеты, — говорит Юрий Александрович. — Оплата водителю за проезд наличными деньгами должна рассматриваться как исключение».

Как говорит Юрий Маслов, аналогичные системы установлены и функционируют на протяжении долгого времени в ряде регионов России, в том числе в Москве и Московской области. «Опыт внедрения данных систем показал их надёжность, целесообразность установки и использования, — рассказывает Юрий Александрович. — Система заработала на маршруте № 4 в полном объёме с 28 мая 2013 года. Часть троллейбусов других маршрутов уже оборудована терминалами, оставшиеся троллейбусы будут оборудованы терминалами оплаты до 20 июня».

Размер имеет значение

Как рассказывают пассажиры, ощутимы неудобства для пассажиров с детьми. «Мы только что с ребёнком прошли через весь салон к задней двери, ведь спереди мест нет, — говорит вологжанка Татьяна Борисова. — Мне рассказывали, что если водитель отключит в задних дверях турникет, чтобы кого-то пропустить, то ему 25% вычтут из зарплаты». Татьяна Сергеевна также считает, что протащить детскую коляску от передней двери до специальной площадки если и возможно, то крайне затруднительно.

Другая пассажирка, Ольга Беляева, считает, что коляска должна свободно проходить через турникет, но пока препятствий к этому она не видит. «Средняя ширина коляски около 60 сантиметров, — говорит она, так как работает в магазине детских товаров и хорошо знает габариты колясок. — Через турникеты такая коляска проходит. Насколько свободно, я не знаю, но в троллейбусах я их вижу».

Как рассказывает Юрий Маслов, погрузка коляски в троллейбус осуществляется через среднюю дверь, при этом водитель обязан опустить штанги турникета. «Одноместная коляска должна без труда пройти в проём дверей троллейбуса, — говорит Юрий Александрович. — Проход средней двери составляет 93 сантиметра при опущенных штангах и открытой калитке». Когда пассажир заходит в салон таким образом, он оплачивает проезд непосредственно у водителя.

А пока одни вологжане привыкают к новшеству, другие ищут, как добираться до места назначения, не пользуясь троллейбусным маршрутом № 4.

Между тем

С 1 июня начался эксперимент по отмене турникетов на одном из московских трамвайных маршрутов. Вместо них на входах установлены специальные устройства, которые продают билеты при использовании бесконтактных карт — вроде тех, что установлены в вологодских автобусах.

Как сообщает департамент транспорта Москвы, проект нацелен на осуществление быстрой посадки и высадки пассажиров. «Это даст возможность скорректировать график движения и сделать его мобильнее, сократит время проезда в общественном транспорте, — говорится в сообщении. — Посадка пассажиров станет возможна во все двери вагонов».

Во время пилотного проекта контроль оплаты проезда проводится усиленными бригадами контролеров с участием сотрудников полиции. По итогам эксперимента, вероятно, будет принято решение о демонтаже турникетов на всём наземном общественном транспорте российской столицы.

Автор:
Владимир Пешков